План работы педагога – психолога по профориентации
на 2019 – 2020 учебный год
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду; понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Тема |
Класс |
1.Творческий потенциал ребенка
2. Изучение личности школьника |
1- 4 класс |
1. Тест по выявлению коммуникативных качеств личности
2.Изучение личностных особенностей и способностей учащихся
3. Изучение склонностей и интересов |
5 класс |
1.Тест по выявлению мотивов выбора профессии
2.Изучение личностных особенностей и способностей учащихся
3. Изучение склонностей и интересов |
6 класс |
1. Готовность учащихся к выбору профессии
2. Кл. час «Угадай профессию»
3. Изучение личности школьника
4. Тест по выявлению мотивов выбора профессии |
7 класс
|
1.Изучение профессиональных намерений и планов учащихся
2.Способности к общению и мотивы выбора профессии
3.Конструктивный рисунок человека из геометрических форм
4.Тест на определение типа личности по методике Д. Холланда |
8 класс |
1.Выявление интересов и направленности личности (для 9 класса)
2.Анкета по изучению профессиональной направленности
3.Тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачу
4.Мои профессиональные намерения
5.Квалификация профессий |
9 класс |
1. Тест Пряжникова по самоопределению
2. Курс "Как стать успешным" (классный час)
Тема 1. Формула успеха. Кто такие успешные люди.
Тема 2. Профессиональный выбор: секреты выбора профессии
Тема 3. Профессиограмма и анализ профессий.
Тема 4. Роль мотивов жизненных ценностей в профессиональном выборе
Тема 5. Человек на рынке труда
" Занятие: "Вакансии. Резюме. Собеседование" |
10-11 классы |