Воспитательная система «Путь к успеху»
|
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
|
ПРОФИЛАКТИКА АССОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
|
СООБЩЕСТВО ШКОЛЬНЫХ ДРУЗЕЙ |
Воспитательная система школы отвечает таким требованиям, как:
гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
возможность проявления детской инициативы и её поддержка со стороны взрослых;
демократические принципы управления учреждением.
Уровни управления:
1. Уровень стратегического управления- уровень директора школы
2. Уровень тактического управления- уровень заместителей директора
3. Уровень оперативного педагогического и хозяйственного управления- уровень руководителей МО, советов и других органов
4. Уровень оперативного ученического управления- уровень педагогов, классных руководителей, актива учащихся
Управление процессом воспитания строится следующим образом:
1. Совместная работа с подразделениями внешней среды:
а) Управлением образования и комитетом по делам молодежи администрации города;
б) связь с общественными организациями.
2. Административная работа:
а) повышение квалификации классных руководителей;
б) знакомство с опытом воспитательной работы школ, в том числе по страницам периодической печати;
в) МО классных руководителей.
3. Сбор информации:
а) педагогические наблюдения;
б) анкетирование;
в) анализ собранной информации
4. Планирование:
а) разработка программ и планов, направленных на развитие обучающихся, повышение их уровня воспитанности;
б) подбор форм и методов в соответствии с собранной и отобранной информацией
5. Контроль и коррекция:
а) анализ и оценка планов и программ воспитательной работы
б) корректировка планов и программ
Исходя из целей и задач, в школе организуется такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребенку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.
3. УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Самоуправление - средство развития и саморазвитие личности школьника, это необходимый компонент современного воспитания. Общеобразовательная школа должна сформировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. С помощью развития ученического самоуправления и других форм государственно-общественного управления школа должна выпустить в жизнь новое поколение людей – людей с активной жизненной позицией.
Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления – воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества; умение адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества.
Целью деятельности ученического самоуправления в школе является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
Для достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие задачи:
· предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
· формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
· воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую сознательность и ответственность за самого себя, окружающих людей, общество и Отечество;
· воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им, найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и справедливости;
· сформировать умения самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
В результате работы по развитию органов ученического самоуправления:
-накоплен и изучен теоретический материал по созданию системы самоуправления в ОУ;
-создана нормативно-правовая база по вопросу ученического самоуправления;
-разработана структура и создана административно-игровая модель ученического самоуправления школы - «Сообщество школьных друзей».
-разработаны: положение об ученическом самоуправлении, положение о «Совете старшеклассников»;
-осуществляется взаимодействие Совета старшеклассников школы с городским молодёжным парламентом и городским Советом старшеклассников;
-отрабатывается методика участия школьников в решении вопросов молодёжной политики на городском уровне; цель этой работы – вовлечение подростков в активную творческую деятельность на городском уровне, формируя у них способность к успешной социализации в обществе;
в школе работают следующие органы ученического самоуправления: Школьный парламент, Совет старшеклассников.
-каждый участник ученического самоуправления имеет право быть избранным в эти органы самоуправления;
-школьники пользуются реальной властью в решении следующих вопросов школьной жизни: наука и образование; спорт и здоровье; труд и экология; культура; связь с общественностью; благоустройство; СМИ.
Что даёт ученическое самоуправление школьникам:
· приобретение качеств гражданина с высокой демократической культурой;
· приобретение умения действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;
· создание условий для развития социально-значимых качеств обучающихся;
· организация обучающих и воспитательных моментов на усвоение норм социального поведения;
· приобретение умений и навыков адаптации в современных условиях;
· возможность для самореализации обучающихся; создание новых общественных отношений, основанных на принципах толерантности.
Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе. В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем активнее школьник и все другие участники воспитательного процесса участвуют в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень самостоятельности обучающихся и ответственности, как высших показателей личностного роста. Кроме того, степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных достижений школьника. Ученическое самоуправление позволяет на практике осознать обучающимися отношения, которые существуют между органами власти, различными организациями и отдельными людьми, научиться разрешать возникающие конфликты цивилизованным способом, овладеть методами выживания. Самоуправленческая деятельность дает возможность выявить и подготовить ребят с организационными способностями.
Разработанная административно-игровая модель ученического самоуправления в образовательном пространстве школы придаёт ей индивидуальность в определении целей, задач и путей их достижения, своеобразии подходов в организации воспитательного пространства.
Программа по установлению системы ученического самоуправления в школе работает и отвечает требованиям времени и государства. На данный момент она находится в режиме функционирования.
Данная модель ученического самоуправления имеет саморазвивающийся и гибкий характер, и внедрение её в систему управления школой становится для учеников своеобразным уроком гражданской и творческой активности, даёт им возможность с детства участвовать в той деятельности, ответственность за которую они должны будут взять на себя, вступая во взрослую жизнь.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Воспитательная система школы не будет эффективно развиваться без взаимодействия с семьями обучающихся. Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьёй.
Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков образования, активно изучаем позицию родителей, учитывающих её при организации классов, дополнительного образования, выборе направления ВР. Регулярно проводим социально-педагогические опросы и анкетирование родителей, используем информацию с родительских собраний, результаты бесед психолога с родителями. Родители – активные участники образовательного процесса, они желают участвовать в жизни школы и активно влиять на механизм её развития.
Союз семьи и школы – это важнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь такие проблемы, как наркомания, детская преступность не могут в принципе быть решены без участия семьи. То же самое и с оздоровительно- досуговой деятельностью, приобщением к труду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребёнок усваивает основные нормы социальной жизни.
Содержание совместной работы семьи и школы включает следующие направления:
1) Повышение психолого-педагогической культуры семьи. Задача школы – помочь овладеть психологическими знаниями и умениями через педагогический всеобуч, практикумы, деловые игры. Для этого на родительские собрания принято приглашать различных специалистов – врачей, психологов, работников правоохранительных органов.
2) Участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела и мероприятия. Ни одно дело в школе не проводится без участия родителей. Многие мероприятия стали традиционными: «Мама, папа, я -спортивная семья», «Фестиваль искусств, « День открытых дверей», «Новогодний серпантин» и д.р. Родители участвуют в проведении различных экскурсий, бесед для обучающихся. Совместно со своими детьми участвуют в различных городских конкурсах декоративно-прикладного творчества, интернет-викторинах и олимпиадах.
3) Индивидуальное консультирование родителей, приглашение на уроки, совместное планирование.
4)Участие родителей в системе управления школой через общешкольный родительский комитет, попечительский совет.
Родительский комитет поддерживает генеральную линию учебно-воспитательной работы в школе. Наши родители принимают участие:
в родительских конференциях и собраниях.
в общешкольных делах и мероприятиях.
в решение хозяйственных проблем.
в материально-техническом оснащении школы
в поддержке воспитательных программ для реализации воспитательных целей и задач школы.
Мы рассматриваем родителей, как ведущих экспертов образовательной системы школы. Школа постоянно обновляет подходы к воспитанию педагогической культуры родителей:
укрепляет сложившиеся традиции родительского всеобуча;
вводит новые формы педагогического влияния на родителей;
школьные психологи и социальный педагог проводят психолого-педагогические консультации для родителей.
Большая часть родителей имеют высшее и средне-специальное образование. Известно, что чем выше образование родителей, тем критичнее они настроены в оценке качества знаний своих детей, тем в большей степени они ориентируются при выборе школы на ее статус, на инновационные направления и направления воспитательной работы.
Обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического, ученического и родительского сообществ признается одним из важных направлений развития воспитательной системы школы
5. ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
По мере моделирования воспитательной системы в неё приходится вносить изменения и уточнения. Всё это приводит к бесконечному процессу моделирования. Школа становится единым организмом, в котором всё взаимосвязано и подчинено общей идее - развитию личности обучающихся и подготовке их к жизни. Деятельность педагогического коллектива, направленную на создание воспитательной системы, можно разделить на несколько этапов.
№ |
Этапы
деятельности |
Содержание
деятельности |
I. |
Этап становления воспитательной системы
(информационно-аналитической).
|
Накопление и изучение теоретического материала по созданию воспитательной системы. |
Работа творческой группы по изучения вопроса построения воспитательной системы. |
Проведение семинаров, педагогических советов и заседаний МО классных руководителей по вопросу моделирования классных воспитательных систем |
Формирование концепции ВС, как совокупности основных педагогических идей. |
Выделение главных системообразующих факторов ВС, значимых и престижных для школы. |
Моделирование воспитательной системы школы, формирование её целей и задач. |
II. |
Этап развития воспитательной системы
(отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы).
|
Создание базы данных для дальнейшего развития ВС школы. |
Отработка и закрепление достигнутого на I этапе. |
Внедрение элементов системы в классные ученические коллективы. |
Организация жизнедеятельности школьного коллектива |
Разработка программы развития |
Создание условий для успешного функционирования ВС |
Функционирование ВС на всех уровнях ученического коллектива школы |
Диагностика и уравновешивание регуляционных процессов. |
III. |
Этап завершения введения воспитательной системы в образовательный процесс.
.
|
Упорядочение жизни школы, укрепление
системных связей. |
Функционирование ВС школы в заданном режиме. |
Развитие нового педагогического мышления и общественно-педагогической деятельности. |
|
Совершенствование образовательно-воспитательного пространства школы, расширение взаимодействия с социумом |
Возникновение социального наследия школьных традиций. |
Возрастание интенсивности самоуправления и саморегуляции. |
IV. |
Этап обновления и перестройки воспитательной системы
|
Сбор информации о состоянии и функционировании воспитательной системы. |
|
Введение инновационных видов деятельности, использование современных воспитательных технологий. |
Нацеленность педагогов и ученического актива на постоянный творческий поиск |
Оценка эффективности воспитательной системы школы |
Обновление (перестройка) системы за счёт внедрения инноваций в воспитательной работе. |
6. РЕЗУЛЬТАТЫ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В настоящий момент воспитательную систему можно охарактеризовать как складывающуюся.
Завершился 1 этап – этап становления системы. Результаты этой работы следующие:
Школа накопила и изучила теоретический материал по созданию воспитательной системы.
Была проведена работа творческой группы по изучению вопроса построения воспитательной системы школы.
Разработаны школьные программы «Мой внутренний мир», « Моя Семья»,», « Мой выбор» ,
Созданы необходимые условия для самореализации и развития личности ребёнка.
Наблюдается позитивная тенденция развития ученического самоуправления и детского движения.
По результатам анкетирования родители желают участвовать в жизни школы, активно влиять на механизм её развития.
Рост активности участия родителей в жизни школы.
Наблюдается положительная динамика показателей уровня воспитанности обучающихся и уровня личностного роста.
Повышается уровень квалификации педагогических кадров.
Увеличивается количество детей, занятых в системе дополнительного образования.
Увеличивается количество детей, участвующих в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, научно-практических конференциях, в исследовательской деятельности.
Расширяется информационное пространство школы.
Сформированы «дух школы» и чувство ответственности за свою школу.
Критерии эффективности и показатели развития воспитательной системы школы.
Цель диагностики - выяснить, на сколько эффективна воспитательная система школы, на сколько организованный процесс воспитания способствует позитивным изменениям личности ребенка. Выяснить для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы, существующие в воспитательной системе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. Так как воспитание – это управление процессом развития личности человека через создание благоприятных для этого условий, значит диагностика должна быть направлена на изучение личности ребенка и создаваемые воспитательной системой условия для ее развития. Исходя из этого, можно выделить четыре основных предмета диагностики.
Первое – это личность самого воспитанника, главный показатель эффективности воспитательной системы. В каком направлении происходит развитие личности ребёнка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Ответ на этот вопрос даёт специальная диагностическая методики «Личностный рост», направленная на изучение изменений, происходящих в личности воспитанника. А главный признак системности воспитания – высокий уровень воспитанности детей.
Второе – это детский коллектив, одно из важнейших условий развития личности ребенка.
В воспитательной системе школы детский коллектив играет особую роль. Традиционно в российских школах воспитание подрастающих поколений осуществлялось в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединение и т.д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения, за счет других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы используем хорошо известную диагностическую методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»).
Третье – это профессиональная позиция педагога, еще одно из важнейших условий развития личности ребенка. Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей ( Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков). В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога ( или педагог всего лишь выполняет возложенную на него обязанность, т.е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не менее важное значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у педагогов гуманистическая педагогическая позиция. Здесь мы используем специально разработанную методику диагностики профессиональной позиции учителя как воспитателя.
Четвертое – создаваемые в воспитательной системе школы организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания. Сюда относится материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания; укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания; предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс воспитания; деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самоорганизации школьников; программное обеспечение процесса воспитания.
Исходя из модели выпускника школы, нами была разработана критериальная база эффективности воспитательной системы школы.
Цель и задачи воспитательной деятельности |
Предмет мониторинга |
Диагностические средства |
Цель: Воспитание и развитие свободной, талантливой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
-Формирование целостной и научно обоснованной картины мира;
-Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
-Приобщение к общечеловеческим ценностям;
- Развитие креативности как черты личности
- Помощь в осознании собственного Я, в самореализации.
|
1.Личность ребенка, динамика ее развития. |
-Гуманистический склад личности выпускника
( методика исследования ценностных ориентаций М.Рокича);
-Единые требования педагогов и родителей к ребенку (наличие общей концепции, ее реализация);
-Рост познавательной активности учащихся (итоги выступлений обучающихся на городских, областных, российских предметных олимпиадах и конкурсах);
-Наличие высокой учебно-познавательной мотивации
( формирование «Банка данных» одаренных детей);
-Формируемая система ценностных отношений учащихся к миру и к себе
( методики Е.Н. Степанова «Уровень воспитанности ученика» и Е.Н.Степанова, Д.В.Григорьева«Личностный рост ученика»;
-Самореализация учащихся в разных видах творчества
( занятость учащихся во внеурочное время; результативность участия обучающихся в смотрах , соревнованиях, конкурсах );
-Результативность профилактической работы по предупреждению правонарушений
( статистические данные);
-Исследования состояния учащихся группы риска
( тест «Несуществующее животное», цветоассоциативный тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, Г.Айзенг «Самооценка психических состояний личности» , «Оценка друга»);
-Исследование процесса наркотизации
( статистические данные);
-Изучение эмоционально-волевой сферы учащихся 1-11 классов (тест «Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», цветоассоциативный тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, экспресс-диагностика учебных предпочтений школьников», «Изучение эмоционального климата в ученическом коллективе», тест школьной тревожности Филипса;
-Развитие психических процессов обучающихся 3-4-х классов(тест «Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», цветоассоциативный тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, экспресс-диагностика учебных предпочтений школьников», «Изучение эмоционального климата в ученическом коллективе», тест школьной тревожности Филипса;
|
2. Школьный коллектив как общность детей и взрослых |
- Уровень развития ученического самоуправления ( методика определения уровня развития ученического самоуправления М.И. Рожков);
-Развитие детского коллектива ( методика изучения уровня развития детского коллектива (А.Н.Лутошкин);
-Удовлетворенность родителей организацией ОП ( методика изучения удовлетворенности родителей организацией ОП Е.Н. Степанов)
-Деятельность классных руководителей по проблемам воспитания
( методика изучения ориентиров классных руководителей в сфере воспитания – П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В.Кулешова);
- Сохранение и развитие единых традиций и ритуалов ( календарное планирование).
|
3.Взаимодействие ШВС с внешней средой, их динамика. |
- Конкурентноспособность, известность, позитивный имидж ( анализ проводимых PR –акций, публикаций, рейтинга;
-Социально-партнерские отношения с субъектами пространства (анализ результативности для развития системы);
- Степень активности родителей ( анализ участия, разнообразия форм привлечения родителей к делам ОУ);
-Участие в социальных проектах (анализ результативности). |
4.Сохранение преемственности в воспитании. |
- Формирование и развитие содержательных и организационно-методических связей и отношений между субъектами воспитания
( анализ координации и интеграции всех планов и действий , их педагогическая целесообразность; педагогическое наблюдение);
- Психологический мониторинг: адаптация 1,5,10 классов («Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», цветоассоциативный тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, экспресс-диагностика учебных предпочтений школьников», «Изучение эмоционального климата в ученическом коллективе» и д.р.)
|
С целью анализа состояния и развития воспитательной среды школы были разработаны критерии (Качество, Интеграция. Творчество).
При этом качество понимается как степень сформированности основ культуры личности.
Интеграция как совокупность, взаимодополнение всех элементов структуры (культура-понятие интегративное)
Творчество, как высшее проявление культуры.
По разным направлениям деятельности школы каждый из этих критериев понимается следующим образом:
Основные направления деятельности |
Качество |
Интеграция |
Творчество |
1. Развитие условий для реализации творческого потенциала обучающихся и учителей |
1. Успешность реализации творческих возможностей обучающихся в конкурсах
2. Динамика числа обучающихся, занимающихся в школьных кружках и УДО район |
1. Связи школы с УДО города
2. Создание системы кружков-спутников на базе школы
3. Отражение школьных программ во внеурочной деятельности обучающихся |
1. Развитие форм внеурочной деятельности обучающихся
2. Творческие отчеты обучающихся |
2.Развитие классного коллектива, как способ формирования гражданственности и патриотизма |
1. Динамика числа лбучающихся, принимающих участие в работе детского объединения
2. Динамика числа обучающихся, принимающих участие в общешкольных акциях
3.Активность классных коллективов в общешкольных делах
4. Развитие форм классного самоуправления |
1. Совместная деятельность учителей, обучающихся и родителей в делах школы
2. Участие детского общественного объединения «Вожатый» в городских программах
3. Участие классов школы в городских программах |
1. Коллективные творческие дела в классе
2. Участие в городских конкурсах, фестивалях, смотрах |
3. Развитие системы правового образования обучающихся |
1. Динамика числа обучающихся, совершивших правонарушения
2. Динамика числа обучающихся, состоящих на профилактическом контроле
3. Успешность реализации полученных правовых знаний в творческих конкурсах |
1. Совместная деятельность с органами правопорядка и здравоохранения
2. Совместная деятельность школы и родителей |
1. Развитие форм профилактики правонарушений
2. Развитие форм пропаганды здорового образа жизни
3. Поиск и развитие новых форм совместной работы школы и семьи. |
Воспитательная система школы служит созданию условий для максимального выражения творческих возможностей человека, развитие творческого потенциала личности.