
9 декабря 2025 года будет отмечаться 55-летний юбилей Московского района, который был создан в городе Горьком Указом Президиума Верховного Совета СССР 9 декабря 1970 года.
Название района происходит от Московского шоссе – улицы города, которая является частью Федеральной автомобильной дороги М7 «Волга». С севера Московский район граничит с Сормовским, с юга – с Канавинским районами. Московский район сильно вытянут с запада на восток, и на северо-востоке его границы доходят до реки Волга.

Московский район – индустриальный, на его территории расположены промышленные предприятия, большие жилые массивы, шоссе и проспекты, объекты социальной инфраструктуры. Но каких-нибудь сто с небольшим лет назад территория современного Московского района городом не была. Со второй половины XVIII века эта территория входила в состав Гордеевской волости Балахнинского уезда. В те далекие времена на территории будущего индустриального Московского района были редкие деревни – Ратманиха, Горнушкино, Бурнаковка, Княжиха, Костариха, сельцо Варя – расположенные в низинном междуречье Волги и Оки. Эту местность называли «балахонской стрелицей», поскольку она напоминала по форме стрелу. Земли здесь постоянно подвергались затоплению грунтовыми и паводковыми водами, были прорезаны разветвленной сетью мелких рек и небольших, но глубоких озер, покрыты болотистыми топями.
Особенности местности неизбежно сказывались на характере хозяйственной деятельности населявших ее людей. Поскольку земли здесь были малоплодородные, то крестьяне выращивали в основном овощные культуры (капусту, картофель). Наличие заливных лугов позволяло разводить крупный и мелкий рогатый скот – и в помещичьих, и в крестьянских хозяйствах держали коз, коров, свиней.
В ХIХ веке и в начале ХХ века основными статьями дохода в крестьянских хозяйствах «балахонской стрелицы» были отхожие промыслы и мелкое кустарное производство. Из числа крестьян Княжихи, Бурнаковки, Горнушкина, Ратманихи формировались кадры рабочих ближайших промышленных предприятий – например, Сормовского завода (позднее завод «Красное Сормово»). Рядом с сельцом Варя во второй половине ХIХ века был основан нефтеперегонный завод, который со временем стал крупным нефтеперерабатывающим предприятием (в советские годы переименован в Завод им. 26 Бакинских комиссаров).
Не ставшие рабочими на промышленных предприятиях кустари занимались ковкой гвоздей, производством бубенчиков и колокольчиков, шерстобитным делом, мочальным промыслом, плетением рыболовных сетей, изготовлением бочек и другими ремеслами. Недалеко находилась знаменитая Нижегородская ярмарка, где работящие умельцы успешно сбывали свою продукцию.
Между расположенными относительно недалеко друг от друга деревнями Княжиха, Горнушкино, Ратманиха и Бурнаковка были обширные болотистые земли, где в тени смешанных лесов были грибные места и росло много клюквы. Эти болота славились своей утиной охотой, на которую съезжались ее любители из Нижнего Новгорода и его окрестностей.
В мятежном ХХ веке пейзаж будущего Московского района стал стремительно меняться. В конце двадцатых годов этого века на болотистых пустырях около здешних деревень началось активное индустриальное строительство.
| Видео - исследование "История улиц Московского района" |
|
 |
История улицы Дежнёва.
Подготовили ученики 8Г класса
Параллельно Московскому шоссе, между ул.Гастелло и Кошелева. Отстраивалась в первые годы после Великой Отечественной войны, была сначала безымянным переулком - до 1949 г., затем получила свое современное название - ул. Дежн?ва - согласно решения Исполкома Горсовета от 21.09.1949 г. за № 775, под этим названием вошла в "Список улиц, площадей, переулков, проездов и съездов г.Горького" за 1950 г. (С.44, Сталинский район). Дежн?в Семен Иванович (1605 - 1673) - русский землепроходец, мореход. В 1648 г. вместе с Ф.А.Поповым прошел от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыв пролив между Азией и Америкой. Именем Дежн?ва названа самая восточная точка РФ. В настоящее время облик улицы не изменился: она застроена двухэтажными кирпичными домами красного цвета (как и улица Менжинского), сырье для которых добывалось на Калининском поселке в 1930-е годы. |
 |
Истор ия улицы Волнистая Подготовили ученики 6А класса
Пос. Новая стройка, параллельно ул.Белякова. Свое название получила из-за неровности, извилистости. Наименование улицы закреплено решением Исполкома Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 10 сентября 1957 г. за №170. Находится за железной дорогой у станции электрички «Чаадаево», застроена гаражами. Улица постоянно страдает из-за разлива речки Левинки. Возможно, в этом факте кроется другое объяснение названия улицы. |
 |
История деревни Баевка
Подготовили ученики 8А класса
вскому парку (современные остановки городского транспорта «Авиационная» и «Сормовский парк» - маршр. авт. 3, 44, 45, 57, тролл. 3, 8, 15). В 1924 г. Баевка была конечным пунктом трамвайного маршрута №7 (пос. Баевка - Московский вокзал). Здесь было трамвайное кольцо. В противовес распространенному мнению, Баевка не была деревней. Здесь находились превосходные охотничьи угодья: лес (на его месте сохранился зеленый массив Сормовского парка), река Березовка, клюквенные болота с утиными гнездовьями. Пострелять уток приезжали охотники из Н.Новгорода и окрестностей - вплоть до конца 1920-х годов. Очевидно, охотничьим байкам мы и обязаны появлению названия «Баевка». Согласно толковому словарю В.И.Даля, «баить, баять, баивать - говорить, болтать, беседовать, рассказывать, толковать. Байка - побасенка, сказочка, присказка» // Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1 (А - З).- М.,1978.- С.39. В 1930-е годы Баевка начала застраиваться, что дало основание называть ее поселком (см., например, Краткий справочник по городу Горькому.- Горький, 1937.- С.105, 123 и др.). Постепенно здесь выделилась ул. Авиационная (просуществовала до сер. 1940-х годов). Память об исчезнувшей улице сохраняется в названии остановки городского транспорта). |
 |
История улицы Давыдова Подготовили ученики 6Б класса
Бывшая Винницкая, параллельно ул.Рябцева. Так называемая «3-я площадка», которая застраивалась в 1932-1933 гг. на задах деревни Княжиха за р.Левинка. Эта территория была выделена авиастроительному заводу № 21. Строили дома из камышитовых щитов с наружной и внутренней штукатуркой - дома «американского типа», служившие более 20 лет. Просуществовали до середины 1950-х гг. На ул. Винницкой в д.11 в 1951 г. открылась библиотека им.Н.К.Крупской (ф.№ 3 МУ «ЦБС» Московского района). Сейчас это дом 15 по ул.Давыдова. Рядом находится школа №139 (Давыдова, 11а), в которой действует Музей боевой славы 447 корпусного артиллерийского полка. В 1980-е гг. улице присвоено имя Константина Ивановича Давыдова, который начинал свою трудовую деятельность в 1-м механическом цехе завода № 92, где производилась сборка артиллерийских орудий. После приезда в Горький В.П.Чкалова в 1937 г. и посещения машиностроительного завода, К.Давыдов в числе 33-х работников завода последовал призыву пополнить летный состав и вступил в районный аэроклуб (об этом: Товарищ завод,1992.- С.50). На д.17 открыта аннотационная доска в честь Героя Давыдова. Давыдов Константин Иванович (1918 - 1949) - летчик, штурман, майор, Герой Советского Союза. Родился в Сормове, выпускник школы «Памяти баррикад 1905 г.» и ФЗУ машиностроительного завода. Воевал на Ленинградском фронте. |
| Видео поздравления "С юбилеем Московский район" |
|
 |
Видеопоздравление с 55-летним юбилеем Московского района Подготовили ученики 6Г класса |
 |
Видеопоздравление с 55-летним юбилеем Московского района Подготовила ученица 7Г класса |