ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 23.01.2002 N 03-51-16ИН/13-03 О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА скачать>>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2001 г. N 196
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ скачать>>
Постановление правительства рф от 03.11.1994 № 1237 об утверждении типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении
скачать>>
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26.11.2012 № 4897
Об утверждении Положения о формах получения образования в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
В целях обеспечения прав граждан на выбор формы получения образования, в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1237 «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении» администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о формах получения образования в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Раков С.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации.
3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Шумило А.А.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Беспалову Т.Н.
Глава администрации города О.А.Кондрашов
И.Б.Тарасова
435 22 77
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
города
от 26.11.2012 № 4897
Положение
о формах получения образования в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
1. Общие положения
1.1. Положение о формах получения образования в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее – Положение) регулирует деятельность муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее - общеобразовательное учреждение), по организации образовательного процесса в различных формах получения общего образования гражданами, проживающими на территории города Нижнего Новгорода.
1.2. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Возможность освоения общеобразовательных программ в различных формах предоставляется на всех ступенях общего образования в целях создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для разностороннего развития обучающихся в соответствии с их интересами и способностями и по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Допускается сочетание различных форм получения общего образования.
1.3. Для всех форм получения общего образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
1.4. Общеобразовательное учреждение создает условия для реализации гражданами, проживающими на территории города Нижнего Новгорода, гарантированного государством права на получение общего образования.
1.5. Общеобразовательное учреждение несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями) и учредителем за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
2. Общие требования к организации образовательного процесса
2.1. Обучение в различных формах получения общего образования организуется в соответствии с основными общеобразовательными программами начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающими реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Основные общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
2.2. При освоении основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в формах, предусмотренных настоящим Положением, совершеннолетний гражданин или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с настоящим Положением, уставом общеобразовательного учреждения, учебным планом, программами учебных предметов, требованиями федерального государственного образовательного стандарта, нормами оценки знаний обучающегося по каждому предмету учебного плана, иными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса по избранной форме обучения, а также с нормативными документами, регламентирующими проведение государственной (итоговой) аттестации, в том числе в форме единого государственного экзамена.
2.3. Обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы в очной, заочной формах или сочетающие данные формы, зачисляются в контингент обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения. В приказе общеобразовательного учреждения и в личной карте обучающегося отражается форма освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с заявлением совершеннолетнего гражданина или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Все данные об обучающемся вносятся в классный журнал того класса, в котором он будет числиться.
Обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы в форме экстерната, в контингент обучающихся не зачисляются, но учитываются в отдельном делопроизводстве.
Обучающиеся, сочетающие экстернат и очную форму получения образования, включаются в контингент обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения, и все данные о них вносятся в классный журнал того класса, в котором они числятся.
2.4. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
2.5. Общеобразовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также хранение в архивах данных об их результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
2.6. Освоение основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.
2.7. Общеобразовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца о соответствующем уровне общего образования независимо от формы получения образования.
Выпускникам, обучающимся по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, выдается свидетельство установленного образца после прохождения ими итоговой аттестации по трудовому обучению.
3. Реализация общеобразовательных программ
3.1. Общеобразовательные программы реализуются в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
3.3. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года. Общеобразовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
3.4. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают получать образование в иных формах.
3.5. Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.
3.6. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения.
3.7. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
4. Организация получения общего образования
по очной форме обучения
4.1. Получение общего образования по очной форме обучения предполагает обязательное посещение обучающимся учебных занятий по предметам учебного плана, организуемых общеобразовательным учреждением.
4.2. Обучающимся, осваивающим образовательные программы общего образования по очной форме обучения, предоставляются на время обучения бесплатно учебники и другая литература, имеющаяся в библиотеке общеобразовательного учреждения.
4.3. Основой организации образовательного процесса по очной форме обучения является урок.
4.4. Организация образовательного процесса по очной форме обучения регламентируется расписанием занятий, которое утверждается директором общеобразовательного учреждения.
4.5. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы общего образования по очной форме обучения, проходят промежуточную аттестацию по всем предметам учебного плана. Система оценок при промежуточной аттестации, формы, порядок и периодичность ее проведения определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно и отражаются в его уставе.
4.6. Обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
5. Организация получения общего образования
по заочной форме обучения
5.1. Заочная форма обучения организуется в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся:
в вечерней (сменной) общеобразовательной школе - по заявлению совершеннолетнего гражданина;
в дневных общеобразовательных учреждениях - по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
5.2. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательном учреждении в очной форме и не имеющих возможности по уважительным причинам посещать учебные занятия, организуемые в очной форме, на период их отсутствия организуется заочная форма обучения:
находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях;
выезжающих в период учебных занятий на учебно-тренировочные сборы кандидатов в сборные команды Российской Федерации на международные олимпиады школьников, на тренировочные сборы, на российские или международные спортивные соревнования, на конкурсы, смотры и т.п.
5.3. Для обучающихся в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам учебного плана может быть организовано в заочной форме.
5.4. Обучение по заочной форме осуществляется при обязательном выполнении федеральных государственных образовательных стандартов по всем предметам учебного плана конкретного класса конкретного вида общеобразовательного учреждения.
5.5. Основой организации учебной работы по заочной форме обучения являются самостоятельная работа обучающихся, групповые или индивидуальные консультации, зачеты (экзамены).
5.6. При освоении общеобразовательных программ в заочной форме общеобразовательное учреждение предоставляет обучающемуся:
адресные данные учреждения: номера телефонов, адрес электронной почты, адрес сайта в Интернете;
учебный план;
план учебной работы на четверть (полугодие) или учебный год по каждому предмету учебного плана;
учебники;
перечень практических и лабораторных работ с рекомендациями по их подготовке;
контрольные работы с образцами их оформления;
перечень тем для проведения зачетов;
расписание консультаций, зачетов (экзаменов).
5.7. Работающим гражданам, осваивающим общеобразовательные программы в заочной форме и выполняющим учебный план, общеобразовательное учреждение предоставляет справку-вызов для получения дополнительного отпуска по месту работы. Форма справки-вызова разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением самостоятельно. В первой части справки указывается продолжительность дополнительного отпуска и цель вызова. Во второй части справки содержится подтверждение, в котором отмечаются фактические сроки нахождения обучающегося на экзаменационной сессии. Справка-вызов выдается на бланке общеобразовательного учреждения за подписью директора и регистрируется в специальном журнале.
5.8. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся по заочной форме определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно.
Текущий контроль освоения обучающимся общеобразовательных программ по предметам учебного плана может осуществляться в форме зачетов (устных, письменных или комбинированных) по узловым темам учебного курса. Зачету обязательно должно предшествовать проведение консультации. Результаты зачета оформляются соответствующим протоколом; полученная отметка заносится в классный журнал.
Годовые отметки обучающемуся, осваивающему общеобразовательные программы в заочной форме, выставляются с учетом результатов выполненных работ и зачетов (экзаменов) по предмету.
5.9. Обучающиеся, осваивающие в заочной форме общеобразовательные программы по отдельным предметам учебного плана и не прошедшие промежуточную аттестацию или получившие на промежуточной аттестации неудовлетворительный результат, продолжают в дальнейшем осваивать общеобразовательные программы по этим предметам в очной форме.
6. Организация получения общего образования
в форме семейного образования
6.1. Семейное образование - форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье.
6.2. Для осуществления семейного образования родители (законные представители) могут:
пригласить преподавателя самостоятельно;
обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение;
обучать самостоятельно.
Родители (законные представители) несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
6.3. Перейти на семейную форму получения образования обучающиеся могут на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Перевод оформляется приказом директора общеобразовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей).
6.4. Обучающиеся, получающие общее образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить обучение в общеобразовательном учреждении.
6.5. Проведение промежуточной аттестации обучающегося в форме семейного образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными программами. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающегося определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно, оформляются приказом директора учреждения и доводятся до сведения его родителей (законных представителей) под роспись. Результаты промежуточной аттестации оформляются соответствующим протоколом.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося могут присутствовать на промежуточной аттестации обучающегося при наличии медицинских показаний или по рекомендации психолога и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения обучающимся общеобразовательных программ.
6.6. Обучающимся, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации установленной формы согласно приложению к настоящему Положению.
Заявление о прохождении государственной (итоговой) аттестации подается не позднее, чем за три месяца до ее начала.
6.7. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения.
7. Организация получения общего образования в форме самообразования
7.1. Освоение образовательных программ в форме самообразования предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией.
Прохождение промежуточной и государственной (итоговой) аттестации осуществляется в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
7.2. Обучающиеся общеобразовательных учреждений, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в очной форме, имеют право осваивать общеобразовательные программы по отдельным предметам в форме самообразования и пройти по ним промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в этих же учреждениях.
7.3. Перейти на форму самообразования обучающиеся могут на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Перевод оформляется приказом директора общеобразовательного учреждения по заявлению совершеннолетнего гражданина или заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося
7.4. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме самообразования, вправе на любом этапе продолжить обучение в общеобразовательном учреждении. Данное решение оформляется приказом директора общеобразовательного учреждения на основании заявления совершеннолетнего гражданина или заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося.
7.5. Проведение промежуточной аттестации обучающегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме самообразования, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными программами. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающегося определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно, оформляются приказом директора учреждения и доводятся до сведения совершеннолетнего гражданина или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись. Результаты промежуточной аттестации оформляются соответствующим протоколом.
7.6. Обучающиеся, указанные в пункте 7.2 настоящего Положения, сочетающие очную форму получения общего образования и самообразование и не прошедшие промежуточную аттестацию по предметам, изучаемым ими в форме самообразования, продолжают осваивать общеобразовательные программы в очной форме в установленном порядке.
Приложение
к Положению о формах получения образования
в муниципальных образовательных учреждениях
города Нижнего Новгорода, реализующих
общеобразовательные программы начального
общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования
Справка
о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
в ________________________________________________________________,
(полное наименование образовательного учреждения
в соответствии с уставом)
расположенном по адресу:
__________________________________________________________________
(указать юридический адрес учреждения)
__________________________________________________________________,
в ________________________ учебном году пройдена промежуточная аттестация
№ п/п |
Наименование учебных предметов |
Полугодие, класс, полный курс предмета (указать) |
Оценка (расшифровка) |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
8. |
|
|
|
_________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_____________________________________________ в класс ___________
(переведен (переведена), продолжит обучение)
Директор _______________________ _______________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
Дата выдачи "___" ___________________ 20 ___ г.
М.П.