Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Официальный  сайт

 Школы № 93

Внеурочная деятельность

 

 

Воспитательная система школы

«Формула успеха»

  1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  МБОУ «Школа №93» расположена в Московском районе г Нижнего Новгорода (ул. Мечникова д 74)  

Школа находится в  микрорайоне  где живут в основном жители авиационного завода.   В ближайшем окружении  находятся 4 общеобразовательные школы – что обуславливает высокий уровень конкуренции в привлечении обучающихся в школу. Микрорайон имеет в значительной степени насыщенную инфраструктуру образования. Кроме учреждений среднего образования здесь находятся:   авиационный колледж, музыкальная школа № 11 учреждения дополнительного образования: 6 детских комбинатов, 2 библиотеки. Школа играет значительную роль не только в социуме, но и в территориальной образовательной системе. В настоящее время она является не самой крупной по численности обучающихся, но имеет определенный авторитет среди жителей микрорайона. Школе исполнилось 75 лет. Жители микрорайона многие выпускники школы, у которых сегодня уже в 3 поколении учатся в ней дети. Школа позиционируется как образовательное учреждение, предоставляющее образовательные услуги высокого качества и считается одной из лучших школ района.

Материальная база школы, позволяет применять ИКТ и Интернет-ресурсы в воспитательном процессе:  спортзал, спортплощадка,  мастерские, библиотека, медицинский кабинет,  современный компьютерный класс, подключенных к сети Интернет,  кабинет психолога и социального педагога, уютная столовая,  актовый зал и школьный музей. Имеется  современная ауди, видео и множительная техника. Все учебные кабинеты снабжены компьютерами и   большинство мультимедийными установками.

Школа является общеобразовательным учреждением, обеспечивающим получение учащимися начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В 2011 году школа стала Победителем приоритетного национального проекта «Образование»

 

 

Структура школы традиционна, она основана на трех возрастных группах:

I  уровень обучения – 1-4 классы;

II  уровень  обучения – 5-9 классы;

III  уровень обучения – 10-11 классы

Семьи обучающихся по своему этническому составу в основном русские, анализ данных образовательного уровня родителей обучающихся  и  занятости их в сфере трудовой деятельности

 

Уровень образования родителей

 

образование

матери

отцы

всего

высшее

158

146

304

Сред.профессиональное

156

144

300

Нач. профессиональное

57

61

118

Полное среднее общее

52

46

98

Общее среднее

15

11

26

Всего

438

408

846

Занятость в сфере трудовой деятельности

 

 

матери

отцы

всего

рабочие

58

87

145

служащие

92

113

205

ИТР

66

89

155

предприниматели

24

25

49

Не работающие

48

7

55

безработные

10

5

15

пенсионеры

7

6

13

Всего

305

332

637

 

позволяет сделать вывод, что большинство родителей имеют высшее образование и заняты в сфере интеллектуальной деятельности, что обуславливает высокий уровень запроса к качеству образовательных услуг, предоставляемых школой.

Уровень общей культуры семей средний. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учатся дети выпускников, образовались семьи из одноклассников. Эта особенность играет значительную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учителей и обучающихся.

В школе сложилась система совместного участия в воспитании детей. Субъектами взаимодействия являются: школа, учреждения дополнительного образования, организации города, родители, обучающиеся.

Виды совместной деятельности:  реализация программ совместной деятельности с УДО города; работа с УДО на основании договоров о совместном сотрудничестве; проведение родительских собраний классов и общешкольного родительского комитета, на которых освещаются направления и результаты образовательной и воспитательной деятельности школы; работа педагога-психолога, направленная на педагогическое просвещение родителей, через мониторинг запросов родителей, анализ их педагогических затруднений, участие в проведении родительских собраний, проведение индивидуальных психолого-педагогических консультаций;  реализация инновационных воспитательных проектов – курс самосовершенствования личности (Г. К Селевко)

 Определяя целью образовательного и воспитательного процессов формирование современной интеллектуально-развитой, нравственно сформированной личности, способной к самоактуализации и успешной самореализации в современном мире школа определяет свою миссию следующей формулой: «Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого».

 

Она отражает следующий концептуальный подход.

- каждый ребенок изначально одарен и школа должна помочь выявить направление его способностей и одаренности;

- школа должна организовать условия для поддержания и развития этих способностей и одаренности обучающегося, профессиональных достижений учителя;

- школа должна организовать условия для проявления способностей обучающегося, профессиональной компетентности учителя, отметить его (и учителя и ученика) достижения, обозначить личностную и социальную значимость этих достижений.

Таким образом, под успехом мы понимаем общественное и личностное признание социальной значимости развития и личных достижений обучающегося и педагога.

Основными задачами школы являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе,  создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

 

2.     ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЫ

 

История нашего образовательного учреждения берет своё начало с 1939 г. За годы существования в школе сложился коллектив единомышленников, отличающихся высоким творческим потенциалом и  активностью. Педагогический коллектив школы стабилен и  обладает солидным интеллектуальным и профессиональным потенциалом для решения поставленных задач, на высоком уровне владеет технологией обучения, постоянно повышает свою квалификацию. Педагоги школы всегда уделяли и уделяют большое внимание воспитанию учащихся. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательной работы с учащимися. Их методический багаж пополняется за счет проведения  ежегодных педсоветов по воспитательной работе, методических объединений классных руководителей, теоретических и практических семинаров.

Для осуществления полного, качественного воспитательного процесса в школе трудится высокопрофессиональный коллектив педагогов. На 1 января 2014 г. штат педагогических работников полностью укомплектован. Из них 92% - преподаватели, имеют высшее образование, 5% получат его в ближайшие 1-3 года, 8% имеют специальное среднее профессиональное образование (причем двое из них имеют высшую квалификационную категорию, двое  – первую).

 

Квалификационные категории

 

На 1 сентября 2014    года

 

60 чел.

Всего прошли

аттестацию

В том числе присвоены категории

количество

%

высшая

первая

без категории (7-11 разряд)

3

30

91 %

13

14

 

 Учитель информатики Козлова М.С приняла участие в районном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года»,  неоднократно принимали участие в конкурсе «Самый классный классный» Хехнева Е. Б –победитель районного и призер городского. 3 учителя  получили гранты Губернатора Нижегородской области.  Хехнева Е.Б. стала призером городского конкура «Учитель года».

В штатном расписании школы предусмотрено наличие специалистов, организующих воспитательный процесс: педагог-психолог, социальный педагог, педагог- организатор, классные руководители, заместитель директора по ВР. Все специалисты опытные педагоги, имеющие  достаточный педагогический стаж работы.

Психолого-педагогические исследования демонстрируют особый психологический климат в школе; демократический стиль педагогического общения, личностно ориентированное общение в системе "учитель-ученик", индивидуализацию и дифференциацию в процессе обучения, максимальную самореализацию каждого учащегося.

Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы –идея творчества. Педагоги уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. В школе действует методический совет, МО классных руководителей, проводятся психолого-педагогические семинары, где научно-методический багаж педагогов постоянно пополняется и совершенствуется. Введение в штат школы педагога-психолога и социального педагога позволяет расширить воспитательные возможности образовательного учреждения. Сущность целостности воспитательной системы состоит в подчиненности всех её частей и элементов основной задаче- формированию целостного человека. Такой подход в организации деятельности воспитательной системы реализуется таким образом: каждый педагог работает на общую цель: не содействует, а именно обеспечивает достижение общей цели; комплексно решаются задачи обучения, развития и воспитания; осуществляется единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.

 

В школе  сложилась определенная система дополнительного образования.

В которой работают кружки и спортивные секции

Система дополнительного образования  строится на основе интеграции основного и дополнительного образования.   Работает кружок  «Патриот», « Наш дом земля «через который осуществляется связь школы с университетом им Лобачевского 9 кружков занимается на его базе. В целом, дополнительное образование в среднем  звене охватывает 8 направленностей: научно-техническая, естественнонаучная, социально-педагогическая, художественная, эколого-биологическая, социально-экономическая, туристско-краеведческая, военно-патриотическая.

Обучающиеся, занимающиеся в школьных  кружка и секциях активно участвуют в различных городских конкурсах и соревнованиях. Команда   по баскетболу заняла 2 место по  областных соревнованиях  лиги «ЛОКОБАСКЕТ» 2013 г, в 2012 г 2 место в городской ШБЛ «КЭС БАСКЕТ», «Патриот» неоднократным призером и победителем районных и городских конкурсов « Юный экскурсовод», «Истоки» неоднократно становились призерами и победителями городских Рождественнских чтений,  Кружки декоративно прикладного творчества   неоднократные победители конкурса «Новогодний серпантин» и  призеры городской выставки декоративно-прикладного творчества. Творческое объединение «Вдохновение» - это кружки хорового пения, вокального, ансамбль. Коллектив неоднократный призер таких конкурсов как « Серебренный колокольчик» и « Круг друзей»

Кроме того, в соответствии с требованиями ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) начального общего образования, в школе  разработана и реализуется в 1-2–х классах программа внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в 1-2 классах  организуется по пяти  направлениям развития личности детей: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

В школе используется модель дополнительного образования организации внеурочной деятельности. Кроме внутренних ресурсов школы: внеурочную деятельность реализуют учителя начальных классов,  педагог-психолог, библиотекарь. Школа использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, таких как: музыкальная школа №11, ДК имени С. Орджоникидзе,  С\К  « Полет», библиотека  имени Люкина

 

 

Для реализации плана внеурочной деятельности используются следующие формы работы с обучающимися:

.

Направления

Виды

Формы

Спортивно-оздоровительное

  Общекультурное

Духовно - нравственное

Общеинтеллектуальное

Социальное

Игровая деятельность

Проектно-познавательная деятельность

Проблемно – ценностное общение

Досугово –развлекательная деятельность (досуговое общение)

Художественное творчество

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Трудовая (производственная) деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

другие виды

Кружок

Студия

Секция

Клуб

Объединение, Научное общество

Конференция

Слет

Игра

Соревнование, Турнир

Встреча

Концерт, Спектакль

Экскурсия

Культпоход

Туристический поход

Субботник

Десант

другие формы

Дать ученику прочные знания – первостепенная задача, стоящая перед каждым учителем и педагогическим коллективом в целом. Однако даже успешное решение этой задачи не приведет нас к конечной цели, поскольку знающий человек должен быть еще и воспитанным человеком.

3.  ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАНИИ

Ведущая идея функционирования воспитательной системы школы- развитие личности обучающегося, его интересов и способностей, подготовка к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика, мотивацию к самореализации и к личностным достижениям.

 К «сильным» сторонам в организации воспитательного процесса школы в течение последних лет, можно отнести накопленные традиции школьного сообщества, высокий уровень методической подготовки педагогов в организации воспитательной работы с обучающимися. Значительным шагом в повышении системности воспитательной работы, в отработке путей её активизации в современных условиях стала деятельность по моделированию воспитательной системы. Учитывая сильные стороны педагогического коллектива- профессионализм, мобильность, творческий энтузиазм с одной стороны. И необходимость актуализации учения как главного вида деятельности школьников- с другой, мы пришли к тому, чтобы строить воспитательную систему на базе совершенствования познавательной и творческой деятельности и, прежде всего, её эффективном использовании для создания ядра системы- единого коллектива школы. Определены основные системообразующие факторы воспитательной системы:

Познавательный компонент (образовательные программы, научно-методическая деятельность, новые технологии);

Социально-культурный блок развития (сотрудничество с учреждениями микрорайона, взаимодействие с семьёй).

Связующим звеном в системе воспитательной работы являются традиции школы. При формировании социально-ценных традиций мы исходим из того, что традиции коллектива – это обычаи, порядки, правила поведения, установившиеся в нем, оберегаемые им, передаваемые от одного поколения воспитанников к другому. А.С. Макаренко указывал, что школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой. Необходимо, чтобы в школе имелись не отдельные, разрозненные традиции, а их система. Система традиций создает условия для интересной, содержательной жизни коллектива и воспитанников в нем и, в конечном счете, служит необходимым условием оптимального функционирования воспитательной системы в педагогическом заведении.

Нами проектируется следующая система традиций:

·        Традиционный режим жизни и деятельности школы, педагогически целесообразный во всех деталях (в системе учебных и внеклассных занятий, порядок функционирования всех служб, центров, кабинетов и т.п );

·        Виды и формы организационной коллективной деятельности, особо привлекательные для воспитанников (традиционные, из-года в год повторяющиеся, полюбившиеся школьникам конкурсы, олимпиады, научные конференции, защита проектов, трудовые и спортивные дела);

·        Торжественные церемонии и праздники, украшающие жизнь школы и её воспитанников, а также делающие их жизнь радостной и одухотворенной (церемонии первого и последнего звонка, вечер встречи выпускников и т.п.)

·        Традиционные правила жизни школы, её коллектива, придающие этой жизни четкость, организованность, позволяющие обучающимся знать, где, когда  что будет происходить, как они доверяя опыту предыдущих поколений обучающихся, должны поступить в тех или иных ситуациях, возникающих в коллективной жизни»;

·        Воспитательная среда школы служит созданию условий для максимального выражения творческих возможностей человека, развитие творческого потенциала личности. Поэтому одним из основных традиционных праздников в школе стал «Фестиваль искусств». На этом празднике проводятся творческие итоги года, где награждаются как дети, так и педагоги, получившие признание на различных смотрах, конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, а также родители, принявшие активное участие в жизни школы. Это праздник единения школьного сообщества, признание успехов, актуализация социально-значимой деятельности обучающихся. Помогает развивать систему отношений субъект- субъектных , направленную на со-трудничество, со-творчество ученика, учителя, родителя.

При создании воспитательной системы, определении её устройства, структуры, режима работы и т.п.  были выбраны их оптимальные и перспективные варианты с тем, чтобы позднее процесс накопления, создания традиций протекал более плавно и успешно. При этом использовались достижения педагогической науки и передового опыта, с учетом корректировки и доработки, это позволило новым традициям войти естественным, органичным элементом в ту систему деятельности школы, которая создается в ней с учетом её конкретных и в чем-то специфических условий. Создаваемая в школе система традиций должна являться результатом совместного творчества педагогов, воспитанников, родителей-эти традиции становятся для учащихся и педагогов их собственными, воспринятыми ими, укоренившимися в их поведении и сознании.

Традиции нашей  школы

Наименование дела

Форма проведения

Лозунг

Содержание

Ценность-цель, формирующаяся в процессе дела

Фестиваль искусств

Торжественный вечер

( совместно с родителями)

На базе Дк Орджоникидзе

Наше творчество мы дарим ВАМ

Награждение Школьными грамотами «Достоинство школы», «Честь школы», «Слава школы» обучающихся  и педагогов, ставших победителями и лауреатами интеллектуальных, спортивных и творческих конкурсов

Признание успеха каждого значимым для всего сообщества, ценность вклада каждого в общее развитие, формирование школьного и надшкольного патриотизма

День труда

Трудовая акция

Школа - наш дом

Совместная работа детей, учителей, родителей по благоустройству школы и школьной территории

Акция « Миллион- Родине» по сбору макулатуры

Значимость и возможность достижения коллективных результатов. Пропаганда семейных ценностей

Линейка Памяти

 акция

«Подарок ветерану»

Никто не забыт, ничто не забыто

 Изготовление  подарков ветеранам Великой Отечественной войны,

Уважение к прошлому родины. Формирование патриотизма. Формирование уважительного отношения к старшим по возрасту людям

Единый день профилактики

Информационно-театрализованные акции

Закон надо знать

Театрализованные и информационные представления старшеклассников для обучающихся младшей школы по содержанию основных законов (Конституция, Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Устав Школы)

Формирование гражданских ценностей. Формирование право-лояльности.

Традиционное собрание актива

Утверждение совета старшеклассников

Сделаем школьную жизнь яркой

Проведение выборов  членов в классах , определение  ключевых дел на учебный год..

Формирование активной осознанной правовой позиции, характерной для члена гражданского общества.

 КВН

Между выпускниками и учителями )

Дружеский творческий вечер учеников и учителей и родителей

КВН – это многолетняя дружба учителей и учеников , а не состязание!

Мы начинаем КВН , а значит мы снова вместе

Ответственность каждого за общий результат.

За здоровый образ жизни

Театрализовано-информационные акции

Здоровье – это то, чего мы можем добиться

Конкурсы агитбригад и наглядной агитации 8-11 кл.

Формирование ценности здорового образа жизни

Папа мама я – спортивная семья

 Спортивный праздник

Спорт – залог не только здоровя , но и дружбы !

Спортивный праздник с участие родителей

Поддержка и пропаганда семейных, ЗОЖ и традиций и традиций школы

Вечер школьных друзей

Встреча выпускников

Снова вместе

Традиционная встреча школьных друзей

Сохранение школьных традиций

 

Ещё одним значимым направлением в формировании воспитывающей среды является развитие форм детского самоуправления, которые ведут к формированию у обучающихся ценностей гражданского общества и способствуют отражению интересов детей имеющих заинтересованность в социально-значимой деятельности.

В соответствии с уставом школы  орган ученического самоуправления являются Школьный парламент и Школьное правительство. Целями Ученического совета являются создание условий реализации прав детей и вовлечение в реальные социальные отношения в Школе, развитие деятельности обучающихся по организации своей жизнедеятельности в школьном коллективе, воспитание и развитие организаторских способностей обучающихся. Парламент формируется на основе тайного голосования - выборов представителей от классов (округов) с 5 -11 класс.

В школе действует совет старшеклассников «Алые паруса»,  силами объединения  проводятся общешкольные праздники «День Учителя», «8-марта», театрализованные представления, конкурсы, викторины  и т. д. Совет старшеклассников участвует в  мероприятиях, организованных городским молодежным парламентом. В последнее время значимым направлением   школьного самоуправления является реализация социальных проектов и акций.

В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, методические запасы постоянно пополняются, наиболее интересные находки обобщаются. О месте творчества в школе можно судить по многообразию форм деятельности, в которых идет развитие творческого потенциала, закрепляется потребность в самовыражении. Методы психодиагностики позволили изучить вопрос удовлетворенности школьной жизнью, оценить уровень воспитанности, выявить отношение обучающихся и их родителей к школе.

В целом воспитательная система соответствует запросам участников образовательного процесса: удовлетворенность родителей организацией образовательного процесса; в классных коллективах преобладают позитивные настроения; благоприятный психологический климат в учительском коллективе.

Таким образом, к числу сильных сторон воспитательного процесса в школе следует отнести:

- наличие системы школьных традиций

- широкую сеть дополнительного образования;

- достаточно развитое ученическое самоуправление;

- теоретическую и методическую подготовку педагогов;

- конкурентноспособность школы и выпускника;

- удовлетворенность родителей организацией образовательного процесса.

Однако, в организации воспитательного процесса есть и проблемы, которые привели к потребности построения воспитательной системы:

- слабо используется системный подход в воспитательной деятельности классного руководителя;

-требует некоторых изменений организации самоуправления и система подготовки старшеклассников к организаторской деятельности;

-не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных учеников

-недостаточно участие в воспитательной работе родительской общественности.

 

1. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В непростое время социальных потрясений и общественных перемен, перед современной школой стоит ряд важных задач! Как воспитать личность интеллектуальную, развитую, способную взять на себя груз преобразований, свободно реагировать на все изменения в                обществе?

Являясь отражением общества, вмещая в себя все проблемы окружающего социума, школа одновременно является той средой, в которой происходит формирование отношений обучающихся ко многим явлениям жизни. Подходы к структуре среды образовательного учреждения как к «совокупности условий и влияний, окружающих человека», отражают именно комплексный и всесторонний характер воздействия на личность учащегося в процессе образовательной деятельности, т.е. средовый подход в формировании основ культуры личности  является одним из самых перспективных, так как основывается на комплексном воздействии на личность обучающегося посредством организации влияния  всех явлений и факторов, окружающих обучающегося  в школе. Средовый подход позволяет выделить в окружающем мире ведущие ценности и создать условия для активного приобщения детей к ним. Какой должна быть воспитательная среда, чтобы ребенок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия? Внутренняя воспитательная среда организуется через основные сферы деятельности обучающегося. Внешняя среда помогает обучающемуся овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни.

Усилия педагогов нашей школы направлены на достижение максимальной эффективности учебно-познавательного процесса, на развитие личности обучающегося. В этой связи следует признать актуальным и целесообразным поиск способов и технологий насыщения среды развития  обучающегося подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирования на этой основе духовно-богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности, патриота школы, гражданина России.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды.

Формирование воспитывающей среды школы осуществляется через влияние на формирование следующих компонентов среды (по Г.А. Ковалеву)

-                                                                                                                 физическое окружение – школьное здание, его дизайн, размер и пространственная структура учебных помещений, условия для перемещения и размещения учащихся;

-                                                                                                                 человеческий фактор – наполняемость классов и его влияние на социальное поведение учащихся, особенности и успеваемость учащихся, этнические особенности, качество подготовки учителей, половозрастная структура контингента;

-                                                                                                                 программа обучения – новаторский характер содержания программ обучения, технологии обучения, стиль и методы обучения, формы учебной деятельности, характер контроля.

Для нас это выражается в формировании такой пространственно-предметной среды, которая бы максимально раскрывала приоритет школьных ценностей, отражала нашу приверженность идее «Нам важен каждый успех», поддерживала принцип информационности и открытости, создавала ощущение целостности и эстетичности.

Структуру воспитательной среды, исходя из средового подхода к формированию воспитательной системы школы, можно выразить в следующей таблице:

 

 

 

Внутренняя среда

Внешняя среда

 

Стиль и методы обучения

Демократический стиль педагогического взаимодействия

Социальное партнерство с заинтересованными организациями и лицами

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ (программа обучения)

Технологии обучения

-индивидуальная работа с обучающимися в объединениях дополнительного образования (НОУ);

-преемственность программ обучения.

индивидуальная работа с обучающимися (музыкальная школа, психологические занятия)

Характер содержания программ образования

-Программный подход к дополнительному образованию (100%);

-новаторский подход в работе НОУ

-применение развивающих образовательных программ;

-профильное обучение в старшем звене;

-предпрофильная подготовка в рамках профориентации на программной основе.

 

Формы учебной деятельности

Сочетание урочной и внеурочной деятельности, организация экскурсий

Взаимодействие с представителями других организаций

Характер контроля

 

Контроль государственных органов (гос.пож. надзор; СЭС; прокуратура)

Муниципальные органы (Управление образования)

ПРОСТРАНСТВЕННО_ПРЕДМЕТН

ЫЙ КОМПОНЕНТ

Условия для перемещения и размещения обучающихся

-отделение начальной школы;

создание комфортных условий в классе;

-регулирование потоков движения обучающихся.

Учреждения ДО

-муз. щкола №11 (10 минут пешего хода)

- - библиотека  имени Люкина (10минут)

Школьное здание, его дизайн

 

 

 

 

 

 

 

 

- ежегодный косметический ремонт;

-тематические стенды;

наличие мест отдыха;

-оформление столовой

-обновление школьной мебели.

Обучение детей в помещениях, соответствующих существующим санитарным нормам

СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (человеческий фактор)

Подбор  обучающихся

 

 

-набор обучающихся с микроучастка в соответствии с имеющимся законодательством;

-

Наполняемость классов

Стремление к увеличению   классов

 

 

 

Качество подготовки учителей

13 учителей с высшей категорией;

-14 с 1 категорией;

-регулярное плановое прохождение курсов;

-работа ШМО по повышению квалификации

 

-аттестация педагогических работников;

-связи с высшими учебными заведениями

 

Базовой концепцией в построении данной системы является: Системное построение воспитательного процесса (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А.Караковский)

Ведущее направление работы школы – создание воспитательной системы гуманистического типа. Она служит для оптимизации процессов личностного развития.

Отсюда возникают основные концептуальные задачи:

1.Предоставление каждому учащемуся наряду с полноценным  общим средним образованием условия для развития индивидуальных творческих способностей в  сфере дополнительного образования

2.Изменение содержания образования и использование в процессе обучения возможностей дополнительного образования – разработка интегрированных учебных занятий, уроков.

3. Осуществление личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания на основе интересов учащихся в учебно-воспитательном процессе.

4. Использование продуктов творческой деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

5. Осуществление воспитательной работы на основе сотрудничества с творческими объединениями дополнительного образования.

Созданная в школе воспитательная  система «Путь к успеху» отвечает жизненным интересам и потребностям учащихся и их родителей.

Педагогами школы используются различные подходы в воспитании, они и составляют научно-педагогическую основу  воспитательной системы школы:

Личностный подход – уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития, опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке.

Природосообразность – воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психических особенностей. Восприятие его как части природы, единственного и неповторимого, использования возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.

Педагогическая целесообразность – это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; определение, что нужно и как нужно сделать в данный момент.

Культуросообразность –рассматривается как формирование личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьей, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи.

Принцип дифференциации – в обучении и воспитании предполагает создание условий для освоения знаний, оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и методов воспитания, учет спецефических позиций детей и взрослых ( прежде всего родителей и учителей).

В нашей школе удалось создать такую воспитательную систему, которая обеспечивает максимальное развитие каждого ребёнка в условиях комфортной школьной среды, его физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.

 

2.     МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

Воспитательная система создаётся усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями, социальными партнёрами. В процессе их взаимодействия формируются её цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Концепция воспитательной системы предполагает поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка, т.е создание системы отношений, помогающих ребенку на каждом возрастном этапе  успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности. Структурное представление о культуре изложено в работе доктора педагогических наук В.В. Соколовой «Элементы педагогической системы, направленной на защиту и сохранение здоровья». Культура определяется как интегративное свойство личности, которое складывается из трех взаимодействующих элементов:

1.     Информационно-знаниевый (знания, традиции, нормы, правила);

2.     Ценностно-мотивационный (ценности, идеалы, мотивы);

3.     Операционно-поведенческий (поступки в соответствии с усвоенными нормами).

Поэтому мы определяем цель воспитательной системы как формирование базовых основ культуры личности обучающихся.

Деятельность, общение и отношения в школе строятся на следующих принципах:

1.Принцип гуманизма. Это главный принцип в организации общего руководства жизнью школы. Только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним, создает психологический комфорт в котором, растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой.

2. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремления обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей.

3. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов -это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.

4. Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная, творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижения успехов в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной  Я- концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству  своего «Я».

Воспитательная система школы выполняет следующие функции:

·        РАЗВИВАЮЩУЮ, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, поддержку принципов самовыражения способностей обучающихся и учителей, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;

·        ИНТЕГРИРУЮЩУЮ, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

·        РЕГУЛИРУЮЩУЮ, ориентируемую на оптимизацию развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессиональный рост педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы;

·        ЗАЩИТНУЮ, направленную на повышение уровня социальной защищенности обучающихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развитии;

·        КОМПЕНСИРУЮЩУЮ, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрация способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающих успешность совместной деятельности детей и взрослых;

·        КОРРЕКТИРУЮЩУЮ, направленную на коррекцию поведения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности

 

Для реализации указанных функций воспитательной системы определены основные условия развития школы:

 1.     Обеспечение готовности личности учащегося и педагога к сотрудничеству и успешной деятельности.

·        Формирование позитивной Я – концепции личности ребенка и взрослого;

·        актуализация потребности в сотрудничестве;

·        обеспечение формирования умений и педагогов и учащихся способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе;

2.     Формирование в школьном сообществе среды, способствующей сотрудничеству и созданию ситуации успеха;

·         поддержание благоприятного и интеллектуального нравственного и эмоционально - психологического климата в школе; наличие у педагогов и учащихся чувства комфортности и защищенности;

·         обеспечение реальной свободы выбора в сферах жизнедеятельности ребенка и взрослого;

·         существование реальных объектов и предметов для появления учащимися и педагогами своих способностей;

·         восприятие и детьми, и взрослыми творчества, как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;

·         создание системы психолого–педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;

·         развитие и раскрытие  индивидуальных особенностей учащихся в

·        учебно – воспитательном процессе ;

·         использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и методов обучения и воспитания учащихся;

·         моделирование и построение воспитательных систем классов;

·         обеспечение единства, взаимосвязи, интеграции урочной и внеурочной деятельности;

·         создание системы мониторинга за изменениями в развитии личности и школьного коллектива;

·         обсуждение и решение важнейших вопросов жизнедеятельности с родителями и общественностью.

Исходя из цели и задач проектируемой воспитательной системы сформирована модель личности выпускника – прогнозируемый результат функционирования и развития воспитательной системы.

 

 

 

                                             Патриотизм, гражданственность

Задача: От воспитания  любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания,

                                            Нравственность,  духовность как основа личности

Задача: Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим отношениям

 

     Интеллектуальное развитие

Задача: Формирование ценностной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей.

                                                       Саморазвитие

Задача: Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем

 

Креативность,  творчество

Задача: Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержание

 

Здоровье

Задача: Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

 

                                   МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА

 

Выпускник школы –

свободная, творчески развитая, культурная личность, способная к саморазвитию и самореализации

Учитывая особенности направлений работы школы в предыдущие годы, воспитательная система строится с опорой на следующие виды деятельности:

?                                         познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

?                                         художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

?                                         спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;

?                                         трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;

?                                         ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

?                                         общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

?                                         свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

Данные направления воплощаются через реализацию  комплексно-целевых программ, позволяющих максимально приблизить выпускника к идеальному образу, модели выпускника.

 

Воспитательная система «Путь к успеху»

 

СЕМЬЯ

 

ЗДОРОВЬЕ

 

КАНИКУЛЫ

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ

 

ПРОФИЛАКТИКА  АССОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

сообщество школьных

друзей

 

ШКОЛЬНЫЙ

МУЗЕЙ

 

Воспитательная система школы отвечает таким требованиям, как:

гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

возможность проявления детской инициативы и её поддержка со стороны взрослых;

демократические принципы управления учреждением.

Уровни управления:

1.     Уровень стратегического управления- уровень директора школы

2.     Уровень тактического управления- уровень заместителей директора

3.     Уровень оперативного педагогического и хозяйственного управления- уровень руководителей МО, советов и других органов

4.     Уровень оперативного ученического управления- уровень педагогов, классных руководителей, актива учащихся

Управление процессом воспитания строится следующим образом:

1.     Совместная работа с подразделениями внешней среды:

а) Управлением образования и комитетом по делам молодежи администрации города;

б) связь с общественными организациями.

2. Административная работа:

а) повышение квалификации классных руководителей;

б) знакомство с опытом воспитательной работы школ, в том числе по страницам периодической печати;

в) МО классных руководителей.

3. Сбор информации:

а) педагогические наблюдения;

б) анкетирование;

в) анализ собранной информации

4. Планирование:

а) разработка программ и планов, направленных на развитие обучающихся, повышение их уровня воспитанности;

б) подбор форм и методов в соответствии с собранной и отобранной информацией

5. Контроль и коррекция:

а) анализ и оценка планов и программ воспитательной работы

б) корректировка планов и программ

 

 Исходя из целей и задач, в школе организуется такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребенку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих  личным потребностям.

 

3. УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

       Самоуправление - средство развития и саморазвитие личности школьника, это необходимый компонент современного воспитания. Общеобразовательная школа должна сформировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. С помощью развития ученического самоуправления и других форм государственно-общественного управления школа должна выпустить в жизнь новое поколение людей – людей с  активной  жизненной позицией.

 

Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления – воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества; умение адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества.

 Целью деятельности ученического самоуправления  в школе  является реализация права обучающихся  на  участие  в  управлении  образовательным  учреждением.

         Для достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие задачи:

·        предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

·        формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

·        воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую сознательность и ответственность за самого себя, окружающих людей, общество и Отечество;

·        воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им, найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и справедливости;

·        сформировать умения самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

В результате работы по развитию органов ученического самоуправления:

-накоплен и изучен теоретический материал по созданию системы самоуправления  в ОУ;

-создана нормативно-правовая база по вопросу ученического самоуправления;

-разработана структура и создана административно-игровая модель ученического самоуправления  школы - «Сообщество школьных друзей».

-разработаны: положение об ученическом самоуправлении, положение  о   «Совете старшеклассников»;

-осуществляется взаимодействие  Совета старшеклассников школы с городским молодёжным парламентом и городским Советом старшеклассников;

-отрабатывается методика участия школьников в решении вопросов молодёжной политики на городском уровне; цель  этой работы – вовлечение подростков в активную творческую деятельность на городском уровне,  формируя  у  них  способность  к  успешной  социализации  в  обществе;

в школе работают следующие органы ученического самоуправления: Школьный парламент,  Совет старшеклассников. 

-каждый участник ученического самоуправления имеет право быть избранным в эти органы самоуправления;

-школьники  пользуются реальной властью в решении следующих вопросов школьной жизни: наука и образование; спорт и здоровье; труд и экология; культура; связь с общественностью; благоустройство; СМИ.

Что даёт ученическое самоуправление школьникам:

·        приобретение качеств  гражданина с высокой демократической культурой;

·        приобретение умения действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;

·        создание условий для развития социально-значимых качеств обучающихся;

·        организация обучающих и воспитательных моментов на усвоение норм социального поведения;

·        приобретение умений и навыков адаптации в современных условиях;

·        возможность для самореализации обучающихся; создание новых общественных отношений, основанных на принципах толерантности.

Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе. В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем активнее школьник и все другие участники воспитательного процесса участвуют в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень самостоятельности обучающихся и ответственности, как высших показателей личностного роста. Кроме того, степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных достижений школьника. Ученическое самоуправление позволяет на практике осознать обучающимися отношения, которые существуют между органами власти, различными организациями и отдельными людьми, научиться разрешать возникающие конфликты цивилизованным способом, овладеть методами выживания. Самоуправленческая деятельность дает возможность выявить и подготовить ребят с организационными способностями.

      Разработанная административно-игровая модель ученического самоуправления в образовательном пространстве школы придаёт ей индивидуальность в определении целей, задач и путей их достижения, своеобразии подходов в организации воспитательного пространства.

      Программа по установлению системы ученического самоуправления в школе работает и отвечает  требованиям времени и государства. На данный момент она находится в режиме функционирования. 

      Данная модель ученического самоуправления  имеет саморазвивающийся и гибкий характер, и внедрение её в систему управления школой становится для учеников своеобразным уроком  гражданской и творческой активности, даёт им возможность с детства участвовать в той деятельности, ответственность за которую они должны будут взять на себя, вступая во взрослую жизнь.

 

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

 

       Воспитательная система школы не будет эффективно развиваться без взаимодействия с семьями обучающихся. Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

 Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;

 Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

 Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;

 Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьёй.

Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков образования, активно изучаем позицию родителей, учитывающих её при организации классов, дополнительного образования, выборе направления ВР. Регулярно проводим социально-педагогические опросы и анкетирование родителей, используем информацию с родительских собраний, результаты бесед психолога с родителями. Родители – активные участники образовательного процесса, они желают участвовать в жизни школы и активно влиять на механизм её развития.

Союз семьи и школы – это важнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь такие проблемы, как наркомания, детская преступность не могут в принципе быть решены без участия  семьи. То же самое и с оздоровительно- досуговой деятельностью, приобщением к труду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребёнок усваивает основные нормы социальной жизни.

Содержание совместной работы семьи и школы включает следующие направления:

     1) Повышение психолого-педагогической культуры семьи. Задача школы – помочь овладеть психологическими знаниями и умениями через педагогический всеобуч, практикумы, деловые игры. Для этого на родительские собрания принято приглашать различных специалистов – врачей, психологов, работников правоохранительных органов.
     2) Участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела и мероприятия. Ни одно дело в школе не проводится без участия родителей. Многие мероприятия стали традиционными: «Мама, папа, я -спортивная семья», «Фестиваль искусств, « День открытых дверей»,  «Новогодний серпантин»  и д.р. Родители участвуют в проведении различных экскурсий, бесед для обучающихся. Совместно со своими детьми участвуют в различных городских конкурсах декоративно-прикладного творчества, интернет-викторинах и олимпиадах.

3) Индивидуальное консультирование родителей, приглашение на уроки, совместное планирование.

4)Участие родителей в системе управления школой через общешкольный родительский комитет, попечительский совет.

Родительский комитет поддерживает генеральную линию учебно-воспитательной работы в школе. Наши родители принимают участие:

в родительских конференциях и собраниях.

в общешкольных делах и мероприятиях.

в решение хозяйственных проблем.

в материально-техническом оснащении школы

в поддержке воспитательных программ для реализации воспитательных целей и задач школы.

Мы рассматриваем родителей, как ведущих экспертов образовательной системы школы. Школа постоянно обновляет подходы к воспитанию педагогической культуры родителей:

укрепляет сложившиеся традиции родительского всеобуча;

вводит новые формы педагогического влияния на родителей;

школьные психологи и социальный педагог проводят психолого-педагогические консультации для родителей.

   Большая часть родителей имеют высшее и средне-специальное образование. Известно, что чем выше образование родителей, тем критичнее они настроены в оценке качества знаний своих детей, тем в большей степени они ориентируются при выборе школы на ее статус, на инновационные направления и направления воспитательной работы.

     Обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического, ученического и родительского сообществ признается одним из важных направлений развития воспитательной системы школы

 

5. ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

        По мере моделирования воспитательной системы в неё приходится вносить изменения и уточнения. Всё это приводит к бесконечному процессу моделирования. Школа становится единым организмом, в котором всё взаимосвязано и подчинено общей идее - развитию личности обучающихся и подготовке их к жизни. Деятельность педагогического коллектива, направленную на создание воспитательной системы, можно разделить на несколько этапов.

 

 

 

Этапы

деятельности

Содержание

деятельности

 

 

 

 

 

I.

 

 

 

 

 

 

 Этап становления воспитательной системы

(информационно-аналитической).

 

 

Накопление и изучение теоретического материала по созданию воспитательной системы.

 

Работа творческой группы  по изучения вопроса построения воспитательной системы.

 

Проведение семинаров, педагогических советов и заседаний  МО классных руководителей по вопросу моделирования классных воспитательных систем

 

Формирование концепции ВС, как совокупности основных педагогических идей.

Выделение главных системообразующих факторов ВС, значимых и престижных для школы.

Моделирование  воспитательной системы школы, формирование её целей и задач.

 

 

 

 

    II.

 

 

 

 

Этап развития воспитательной       системы

(отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы).

 

 

Создание базы данных для дальнейшего развития ВС школы.

 

Отработка и закрепление достигнутого на I этапе.

 

Внедрение элементов системы в классные ученические коллективы.

 

Организация жизнедеятельности школьного коллектива

Разработка программы развития

 

Создание условий для успешного функционирования ВС

 

Функционирование ВС на всех уровнях ученического коллектива школы

 

Диагностика и уравновешивание регуляционных процессов.

 

 

 

 

 

III.

 

 

 

 

 

 

Этап завершения введения воспитательной системы в образовательный процесс.

.

 

 

Упорядочение жизни школы, укрепление

системных связей.

 

Функционирование ВС школы в заданном режиме.

 

Развитие нового педагогического мышления и  общественно-педагогической деятельности.

 

Совершенствование образовательно-воспитательного пространства школы, расширение взаимодействия с социумом

Возникновение социального наследия школьных традиций.

Возрастание интенсивности самоуправления и саморегуляции.

 

 

 

IV.

 

 

Этап обновления и перестройки воспитательной системы

 

 

Сбор информации о состоянии и функционировании воспитательной системы.

 

 

Введение инновационных видов деятельности, использование современных воспитательных технологий.

Нацеленность педагогов и ученического актива на постоянный творческий поиск

 

Оценка эффективности воспитательной системы школы

 

Обновление (перестройка) системы за счёт внедрения инноваций в воспитательной работе.

 

 

6. РЕЗУЛЬТАТЫ

РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

 В настоящий момент воспитательную систему можно охарактеризовать как складывающуюся.

Завершился 1 этап – этап становления системы. Результаты этой работы следующие:

 

Школа накопила и изучила теоретический материал по созданию воспитательной системы.

 Была проведена работа творческой группы по изучению вопроса построения воспитательной системы школы.

Разработаны школьные программы «Мой внутренний мир», « Моя Семья»,», « Мой выбор» ,

 Созданы необходимые условия для самореализации и развития личности ребёнка.

Наблюдается позитивная тенденция развития ученического самоуправления и детского движения.

По результатам анкетирования родители желают участвовать в жизни школы, активно влиять на механизм её развития.

Рост активности участия родителей в жизни школы.

Наблюдается положительная динамика показателей уровня воспитанности обучающихся и уровня личностного роста.

Повышается уровень квалификации педагогических кадров.

Увеличивается количество детей, занятых в системе дополнительного образования.

Увеличивается количество детей, участвующих  в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, научно-практических конференциях, в исследовательской деятельности.

Расширяется информационное пространство школы.

Сформированы «дух школы» и чувство ответственности за свою школу.

 

 

Критерии эффективности и показатели развития воспитательной системы школы.

 

      Цель диагностики - выяснить, на сколько эффективна воспитательная система школы, на сколько организованный процесс воспитания способствует позитивным изменениям личности ребенка. Выяснить для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы, существующие в воспитательной системе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. Так как воспитание – это управление процессом развития личности человека через создание благоприятных для этого условий, значит диагностика должна быть направлена на изучение личности ребенка и создаваемые воспитательной системой условия для ее развития. Исходя из этого, можно выделить четыре основных предмета диагностики.

          Первое – это личность самого воспитанника, главный показатель эффективности воспитательной системы. В каком направлении происходит развитие личности ребёнка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Ответ на этот вопрос даёт специальная диагностическая методики «Личностный рост», направленная на изучение изменений, происходящих в личности воспитанника.  А главный признак системности воспитания  – высокий  уровень воспитанности детей.

          Второе – это детский коллектив, одно из важнейших условий развития личности ребенка.

 В воспитательной системе школы детский коллектив играет особую роль. Традиционно в российских школах воспитание подрастающих поколений осуществлялось в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединение и т.д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения, за счет других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить  уровень   развития    детского   коллектива   (здесь  мы   используем   хорошо  известную диагностическую методику А.Н. Лутошкина  «Какой у нас  коллектив»).

         Третье – это профессиональная позиция педагога, еще одно из важнейших условий развития личности ребенка.  Позиция – это  единство сознания и деятельности человека,  где  деятельность выступает   одним    из   способов    реализации    его   базовых   ценностей   ( Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков).   В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной  деятельностью педагога ( или педагог всего лишь выполняет возложенную на него обязанность, т.е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы  у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не менее важное  значение  имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у педагогов  гуманистическая педагогическая позиция.  Здесь мы используем специально разработанную методику диагностики профессиональной позиции учителя  как воспитателя.

         Четвертое – создаваемые в воспитательной системе школы организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса  воспитания. Сюда относится материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания; укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания; предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс воспитания; деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самоорганизации школьников; программное обеспечение процесса воспитания.

 

Исходя из модели выпускника школы, нами была разработана критериальная база эффективности воспитательной системы школы.

 

 

Цель и задачи воспитательной деятельности

Предмет мониторинга

Диагностические средства

Цель: Воспитание и развитие свободной, талантливой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Задачи:

-Формирование целостной и научно обоснованной картины мира;

-Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

-Приобщение к общечеловеческим ценностям;

- Развитие креативности как черты личности

- Помощь в осознании собственного Я, в самореализации.

 

1.Личность ребенка, динамика ее развития.

-Гуманистический склад личности выпускника

( методика исследования ценностных ориентаций М.Рокича);

-Единые требования педагогов и родителей к ребенку (наличие общей концепции, ее реализация);

-Рост познавательной активности учащихся (итоги выступлений обучающихся на городских, областных, российских предметных олимпиадах и конкурсах);

-Наличие высокой учебно-познавательной мотивации

( формирование «Банка данных» одаренных детей);

-Формируемая система ценностных отношений учащихся к миру и к себе

( методики Е.Н. Степанова «Уровень воспитанности ученика» и Е.Н.Степанова, Д.В.Григорьева«Личностный рост ученика»;

-Самореализация учащихся в разных видах творчества

( занятость учащихся во внеурочное время; результативность  участия обучающихся в смотрах , соревнованиях, конкурсах );

-Результативность профилактической работы по предупреждению правонарушений

( статистические данные);

-Исследования состояния учащихся группы риска

( тест «Несуществующее животное», цветоассоциативный  тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, Г.Айзенг «Самооценка психических состояний личности» , «Оценка друга»);

-Исследование процесса наркотизации

( статистические данные);

-Изучение эмоционально-волевой сферы учащихся 1-11 классов (тест «Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», цветоассоциативный  тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, экспресс-диагностика учебных предпочтений школьников», «Изучение эмоционального климата в ученическом коллективе», тест школьной тревожности Филипса;

-Развитие психических процессов обучающихся 3-4-х классов(тест «Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», цветоассоциативный  тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, экспресс-диагностика учебных предпочтений школьников», «Изучение эмоционального климата в ученическом коллективе», тест школьной тревожности Филипса;

 

2. Школьный коллектив как общность детей и взрослых

- Уровень развития ученического самоуправления ( методика определения уровня развития ученического самоуправления М.И. Рожков);

-Развитие детского коллектива ( методика изучения уровня развития детского коллектива (А.Н.Лутошкин);

-Удовлетворенность родителей организацией ОП ( методика изучения удовлетворенности родителей организацией ОП Е.Н. Степанов)

-Деятельность классных руководителей по проблемам воспитания

( методика изучения ориентиров классных руководителей в сфере воспитания – П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В.Кулешова);

- Сохранение и развитие единых традиций и ритуалов ( календарное планирование).

 

3.Взаимодействие ШВС с внешней средой, их динамика.

- Конкурентноспособность, известность, позитивный имидж ( анализ проводимых PR –акций, публикаций, рейтинга;

-Социально-партнерские отношения с субъектами пространства (анализ результативности для развития системы);

- Степень активности родителей ( анализ участия, разнообразия форм привлечения родителей к делам ОУ);

-Участие в социальных проектах (анализ результативности).

4.Сохранение преемственности в воспитании.

- Формирование и развитие содержательных и организационно-методических связей и отношений между субъектами воспитания

( анализ координации и интеграции всех планов и действий , их педагогическая целесообразность; педагогическое наблюдение);

- Психологический мониторинг: адаптация 1,5,10 классов («Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», цветоассоциативный  тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, экспресс-диагностика учебных предпочтений школьников», «Изучение эмоционального климата в ученическом коллективе» и д.р.)

 

 

С целью анализа состояния и развития воспитательной среды школы были разработаны критерии (Качество, Интеграция. Творчество).

 При этом качество понимается как степень сформированности основ культуры личности.

Интеграция как совокупность, взаимодополнение всех элементов структуры (культура-понятие интегративное)

Творчество, как высшее проявление культуры.

По разным направлениям  деятельности школы каждый из этих критериев понимается следующим образом:

 

Основные направления деятельности

Качество

Интеграция

Творчество

1. Развитие условий для реализации творческого потенциала обучающихся и учителей

1. Успешность реализации творческих возможностей обучающихся в конкурсах

2. Динамика числа обучающихся, занимающихся в школьных кружках  и УДО район

1. Связи школы с УДО города

2. Создание системы кружков-спутников на базе школы

3. Отражение школьных программ во внеурочной деятельности  обучающихся

1. Развитие форм внеурочной деятельности обучающихся

2. Творческие отчеты обучающихся

2.Развитие классного коллектива, как способ формирования гражданственности и патриотизма

1. Динамика числа лбучающихся, принимающих участие в работе детского объединения

2. Динамика числа обучающихся, принимающих участие в общешкольных акциях

3.Активность классных коллективов в общешкольных делах

4. Развитие форм классного самоуправления

1. Совместная деятельность учителей, обучающихся и родителей в делах школы

2. Участие детского общественного объединения «Вожатый» в городских программах

3. Участие классов школы в городских программах

1. Коллективные творческие дела в классе

2. Участие в городских конкурсах, фестивалях, смотрах

3. Развитие системы правового образования обучающихся

1. Динамика числа обучающихся, совершивших правонарушения

2. Динамика числа обучающихся, состоящих на профилактическом контроле

3. Успешность реализации полученных правовых знаний в творческих конкурсах

1. Совместная деятельность с органами правопорядка и здравоохранения

2. Совместная деятельность школы и родителей

1. Развитие форм профилактики правонарушений

2. Развитие форм пропаганды здорового образа жизни

3. Поиск  и развитие новых форм совместной работы школы и семьи.

 

Воспитательная система школы служит созданию условий для максимального выражения творческих возможностей человека, развитие творческого потенциала личности.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"