Воспитательная система школы
«Формула успеха»
- ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБОУ «Школа №93» расположена в Московском районе г Нижнего Новгорода (ул. Мечникова д 74)
Школа находится в микрорайоне где живут в основном жители авиационного завода. В ближайшем окружении находятся 4 общеобразовательные школы – что обуславливает высокий уровень конкуренции в привлечении обучающихся в школу. Микрорайон имеет в значительной степени насыщенную инфраструктуру образования. Кроме учреждений среднего образования здесь находятся: авиационный колледж, музыкальная школа № 11 учреждения дополнительного образования: 6 детских комбинатов, 2 библиотеки. Школа играет значительную роль не только в социуме, но и в территориальной образовательной системе. В настоящее время она является не самой крупной по численности обучающихся, но имеет определенный авторитет среди жителей микрорайона. Школе исполнилось 75 лет. Жители микрорайона многие выпускники школы, у которых сегодня уже в 3 поколении учатся в ней дети. Школа позиционируется как образовательное учреждение, предоставляющее образовательные услуги высокого качества и считается одной из лучших школ района.
Материальная база школы, позволяет применять ИКТ и Интернет-ресурсы в воспитательном процессе: спортзал, спортплощадка, мастерские, библиотека, медицинский кабинет, современный компьютерный класс, подключенных к сети Интернет, кабинет психолога и социального педагога, уютная столовая, актовый зал и школьный музей. Имеется современная ауди, видео и множительная техника. Все учебные кабинеты снабжены компьютерами и большинство мультимедийными установками.
Школа является общеобразовательным учреждением, обеспечивающим получение учащимися начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В 2011 году школа стала Победителем приоритетного национального проекта «Образование»
Структура школы традиционна, она основана на трех возрастных группах:
I уровень обучения – 1-4 классы;
II уровень обучения – 5-9 классы;
III уровень обучения – 10-11 классы
Семьи обучающихся по своему этническому составу в основном русские, анализ данных образовательного уровня родителей обучающихся и занятости их в сфере трудовой деятельности
Уровень образования родителей
образование |
матери |
отцы |
всего |
высшее |
158 |
146 |
304 |
Сред.профессиональное |
156 |
144 |
300 |
Нач. профессиональное |
57 |
61 |
118 |
Полное среднее общее |
52 |
46 |
98 |
Общее среднее |
15 |
11 |
26 |
Всего |
438 |
408 |
846 |
Занятость в сфере трудовой деятельности
|
матери |
отцы |
всего |
рабочие |
58 |
87 |
145 |
служащие |
92 |
113 |
205 |
ИТР |
66 |
89 |
155 |
предприниматели |
24 |
25 |
49 |
Не работающие |
48 |
7 |
55 |
безработные |
10 |
5 |
15 |
пенсионеры |
7 |
6 |
13 |
Всего |
305 |
332 |
637 |
позволяет сделать вывод, что большинство родителей имеют высшее образование и заняты в сфере интеллектуальной деятельности, что обуславливает высокий уровень запроса к качеству образовательных услуг, предоставляемых школой.
Уровень общей культуры семей средний. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учатся дети выпускников, образовались семьи из одноклассников. Эта особенность играет значительную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учителей и обучающихся.
В школе сложилась система совместного участия в воспитании детей. Субъектами взаимодействия являются: школа, учреждения дополнительного образования, организации города, родители, обучающиеся.
Виды совместной деятельности: реализация программ совместной деятельности с УДО города; работа с УДО на основании договоров о совместном сотрудничестве; проведение родительских собраний классов и общешкольного родительского комитета, на которых освещаются направления и результаты образовательной и воспитательной деятельности школы; работа педагога-психолога, направленная на педагогическое просвещение родителей, через мониторинг запросов родителей, анализ их педагогических затруднений, участие в проведении родительских собраний, проведение индивидуальных психолого-педагогических консультаций; реализация инновационных воспитательных проектов – курс самосовершенствования личности (Г. К Селевко)
Определяя целью образовательного и воспитательного процессов формирование современной интеллектуально-развитой, нравственно сформированной личности, способной к самоактуализации и успешной самореализации в современном мире школа определяет свою миссию следующей формулой: «Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого».
Она отражает следующий концептуальный подход.
- каждый ребенок изначально одарен и школа должна помочь выявить направление его способностей и одаренности;
- школа должна организовать условия для поддержания и развития этих способностей и одаренности обучающегося, профессиональных достижений учителя;
- школа должна организовать условия для проявления способностей обучающегося, профессиональной компетентности учителя, отметить его (и учителя и ученика) достижения, обозначить личностную и социальную значимость этих достижений.
Таким образом, под успехом мы понимаем общественное и личностное признание социальной значимости развития и личных достижений обучающегося и педагога.
Основными задачами школы являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЫ
История нашего образовательного учреждения берет своё начало с 1939 г. За годы существования в школе сложился коллектив единомышленников, отличающихся высоким творческим потенциалом и активностью. Педагогический коллектив школы стабилен и обладает солидным интеллектуальным и профессиональным потенциалом для решения поставленных задач, на высоком уровне владеет технологией обучения, постоянно повышает свою квалификацию. Педагоги школы всегда уделяли и уделяют большое внимание воспитанию учащихся. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательной работы с учащимися. Их методический багаж пополняется за счет проведения ежегодных педсоветов по воспитательной работе, методических объединений классных руководителей, теоретических и практических семинаров.
Для осуществления полного, качественного воспитательного процесса в школе трудится высокопрофессиональный коллектив педагогов. На 1 января 2014 г. штат педагогических работников полностью укомплектован. Из них 92% - преподаватели, имеют высшее образование, 5% получат его в ближайшие 1-3 года, 8% имеют специальное среднее профессиональное образование (причем двое из них имеют высшую квалификационную категорию, двое – первую).
Квалификационные категории
На 1 сентября 2014 года
60 чел. |
Всего прошли
аттестацию |
В том числе присвоены категории |
количество |
% |
высшая |
первая |
без категории (7-11 разряд)
3 |
30 |
91 % |
13 |
14 |
Учитель информатики Козлова М.С приняла участие в районном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года», неоднократно принимали участие в конкурсе «Самый классный классный» Хехнева Е. Б –победитель районного и призер городского. 3 учителя получили гранты Губернатора Нижегородской области. Хехнева Е.Б. стала призером городского конкура «Учитель года».
В штатном расписании школы предусмотрено наличие специалистов, организующих воспитательный процесс: педагог-психолог, социальный педагог, педагог- организатор, классные руководители, заместитель директора по ВР. Все специалисты опытные педагоги, имеющие достаточный педагогический стаж работы.
Психолого-педагогические исследования демонстрируют особый психологический климат в школе; демократический стиль педагогического общения, личностно ориентированное общение в системе "учитель-ученик", индивидуализацию и дифференциацию в процессе обучения, максимальную самореализацию каждого учащегося.
Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы –идея творчества. Педагоги уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. В школе действует методический совет, МО классных руководителей, проводятся психолого-педагогические семинары, где научно-методический багаж педагогов постоянно пополняется и совершенствуется. Введение в штат школы педагога-психолога и социального педагога позволяет расширить воспитательные возможности образовательного учреждения. Сущность целостности воспитательной системы состоит в подчиненности всех её частей и элементов основной задаче- формированию целостного человека. Такой подход в организации деятельности воспитательной системы реализуется таким образом: каждый педагог работает на общую цель: не содействует, а именно обеспечивает достижение общей цели; комплексно решаются задачи обучения, развития и воспитания; осуществляется единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.
В школе сложилась определенная система дополнительного образования.
В которой работают кружки и спортивные секции
Система дополнительного образования строится на основе интеграции основного и дополнительного образования. Работает кружок «Патриот», « Наш дом земля «через который осуществляется связь школы с университетом им Лобачевского 9 кружков занимается на его базе. В целом, дополнительное образование в среднем звене охватывает 8 направленностей: научно-техническая, естественнонаучная, социально-педагогическая, художественная, эколого-биологическая, социально-экономическая, туристско-краеведческая, военно-патриотическая.
Обучающиеся, занимающиеся в школьных кружка и секциях активно участвуют в различных городских конкурсах и соревнованиях. Команда по баскетболу заняла 2 место по областных соревнованиях лиги «ЛОКОБАСКЕТ» 2013 г, в 2012 г 2 место в городской ШБЛ «КЭС БАСКЕТ», «Патриот» неоднократным призером и победителем районных и городских конкурсов « Юный экскурсовод», «Истоки» неоднократно становились призерами и победителями городских Рождественнских чтений, Кружки декоративно прикладного творчества неоднократные победители конкурса «Новогодний серпантин» и призеры городской выставки декоративно-прикладного творчества. Творческое объединение «Вдохновение» - это кружки хорового пения, вокального, ансамбль. Коллектив неоднократный призер таких конкурсов как « Серебренный колокольчик» и « Круг друзей»
Кроме того, в соответствии с требованиями ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) начального общего образования, в школе разработана и реализуется в 1-2–х классах программа внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в 1-2 классах организуется по пяти направлениям развития личности детей: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
В школе используется модель дополнительного образования организации внеурочной деятельности. Кроме внутренних ресурсов школы: внеурочную деятельность реализуют учителя начальных классов, педагог-психолог, библиотекарь. Школа использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, таких как: музыкальная школа №11, ДК имени С. Орджоникидзе, С\К « Полет», библиотека имени Люкина
Для реализации плана внеурочной деятельности используются следующие формы работы с обучающимися:
.
Направления |
Виды |
Формы |
Спортивно-оздоровительное
Общекультурное
Духовно - нравственное
Общеинтеллектуальное
Социальное |
Игровая деятельность
Проектно-познавательная деятельность
Проблемно – ценностное общение
Досугово –развлекательная деятельность (досуговое общение)
Художественное творчество
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
другие виды |
Кружок
Студия
Секция
Клуб
Объединение, Научное общество
Конференция
Слет
Игра
Соревнование, Турнир
Встреча
Концерт, Спектакль
Экскурсия
Культпоход
Туристический поход
Субботник
Десант
другие формы |
Дать ученику прочные знания – первостепенная задача, стоящая перед каждым учителем и педагогическим коллективом в целом. Однако даже успешное решение этой задачи не приведет нас к конечной цели, поскольку знающий человек должен быть еще и воспитанным человеком.
3. ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАНИИ
Ведущая идея функционирования воспитательной системы школы- развитие личности обучающегося, его интересов и способностей, подготовка к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика, мотивацию к самореализации и к личностным достижениям.
К «сильным» сторонам в организации воспитательного процесса школы в течение последних лет, можно отнести накопленные традиции школьного сообщества, высокий уровень методической подготовки педагогов в организации воспитательной работы с обучающимися. Значительным шагом в повышении системности воспитательной работы, в отработке путей её активизации в современных условиях стала деятельность по моделированию воспитательной системы. Учитывая сильные стороны педагогического коллектива- профессионализм, мобильность, творческий энтузиазм с одной стороны. И необходимость актуализации учения как главного вида деятельности школьников- с другой, мы пришли к тому, чтобы строить воспитательную систему на базе совершенствования познавательной и творческой деятельности и, прежде всего, её эффективном использовании для создания ядра системы- единого коллектива школы. Определены основные системообразующие факторы воспитательной системы:
Познавательный компонент (образовательные программы, научно-методическая деятельность, новые технологии);
Социально-культурный блок развития (сотрудничество с учреждениями микрорайона, взаимодействие с семьёй).
Связующим звеном в системе воспитательной работы являются традиции школы. При формировании социально-ценных традиций мы исходим из того, что традиции коллектива – это обычаи, порядки, правила поведения, установившиеся в нем, оберегаемые им, передаваемые от одного поколения воспитанников к другому. А.С. Макаренко указывал, что школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой. Необходимо, чтобы в школе имелись не отдельные, разрозненные традиции, а их система. Система традиций создает условия для интересной, содержательной жизни коллектива и воспитанников в нем и, в конечном счете, служит необходимым условием оптимального функционирования воспитательной системы в педагогическом заведении.
Нами проектируется следующая система традиций:
· Традиционный режим жизни и деятельности школы, педагогически целесообразный во всех деталях (в системе учебных и внеклассных занятий, порядок функционирования всех служб, центров, кабинетов и т.п );
· Виды и формы организационной коллективной деятельности, особо привлекательные для воспитанников (традиционные, из-года в год повторяющиеся, полюбившиеся школьникам конкурсы, олимпиады, научные конференции, защита проектов, трудовые и спортивные дела);
· Торжественные церемонии и праздники, украшающие жизнь школы и её воспитанников, а также делающие их жизнь радостной и одухотворенной (церемонии первого и последнего звонка, вечер встречи выпускников и т.п.)
· Традиционные правила жизни школы, её коллектива, придающие этой жизни четкость, организованность, позволяющие обучающимся знать, где, когда что будет происходить, как они доверяя опыту предыдущих поколений обучающихся, должны поступить в тех или иных ситуациях, возникающих в коллективной жизни»;
· Воспитательная среда школы служит созданию условий для максимального выражения творческих возможностей человека, развитие творческого потенциала личности. Поэтому одним из основных традиционных праздников в школе стал «Фестиваль искусств». На этом празднике проводятся творческие итоги года, где награждаются как дети, так и педагоги, получившие признание на различных смотрах, конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, а также родители, принявшие активное участие в жизни школы. Это праздник единения школьного сообщества, признание успехов, актуализация социально-значимой деятельности обучающихся. Помогает развивать систему отношений субъект- субъектных , направленную на со-трудничество, со-творчество ученика, учителя, родителя.
При создании воспитательной системы, определении её устройства, структуры, режима работы и т.п. были выбраны их оптимальные и перспективные варианты с тем, чтобы позднее процесс накопления, создания традиций протекал более плавно и успешно. При этом использовались достижения педагогической науки и передового опыта, с учетом корректировки и доработки, это позволило новым традициям войти естественным, органичным элементом в ту систему деятельности школы, которая создается в ней с учетом её конкретных и в чем-то специфических условий. Создаваемая в школе система традиций должна являться результатом совместного творчества педагогов, воспитанников, родителей-эти традиции становятся для учащихся и педагогов их собственными, воспринятыми ими, укоренившимися в их поведении и сознании.
Традиции нашей школы
Наименование дела |
Форма проведения |
Лозунг |
Содержание |
Ценность-цель, формирующаяся в процессе дела |
Фестиваль искусств |
Торжественный вечер
( совместно с родителями)
На базе Дк Орджоникидзе |
Наше творчество мы дарим ВАМ |
Награждение Школьными грамотами «Достоинство школы», «Честь школы», «Слава школы» обучающихся и педагогов, ставших победителями и лауреатами интеллектуальных, спортивных и творческих конкурсов |
Признание успеха каждого значимым для всего сообщества, ценность вклада каждого в общее развитие, формирование школьного и надшкольного патриотизма |
День труда |
Трудовая акция |
Школа - наш дом |
Совместная работа детей, учителей, родителей по благоустройству школы и школьной территории
Акция « Миллион- Родине» по сбору макулатуры |
Значимость и возможность достижения коллективных результатов. Пропаганда семейных ценностей |
Линейка Памяти |
акция
«Подарок ветерану» |
Никто не забыт, ничто не забыто |
Изготовление подарков ветеранам Великой Отечественной войны, |
Уважение к прошлому родины. Формирование патриотизма. Формирование уважительного отношения к старшим по возрасту людям |
Единый день профилактики |
Информационно-театрализованные акции |
Закон надо знать |
Театрализованные и информационные представления старшеклассников для обучающихся младшей школы по содержанию основных законов (Конституция, Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Устав Школы) |
Формирование гражданских ценностей. Формирование право-лояльности. |
Традиционное собрание актива |
Утверждение совета старшеклассников |
Сделаем школьную жизнь яркой |
Проведение выборов членов в классах , определение ключевых дел на учебный год.. |
Формирование активной осознанной правовой позиции, характерной для члена гражданского общества. |
КВН
Между выпускниками и учителями ) |
Дружеский творческий вечер учеников и учителей и родителей |
КВН – это многолетняя дружба учителей и учеников , а не состязание! |
Мы начинаем КВН , а значит мы снова вместе |
Ответственность каждого за общий результат. |
За здоровый образ жизни |
Театрализовано-информационные акции |
Здоровье – это то, чего мы можем добиться |
Конкурсы агитбригад и наглядной агитации 8-11 кл. |
Формирование ценности здорового образа жизни |
Папа мама я – спортивная семья |
Спортивный праздник |
Спорт – залог не только здоровя , но и дружбы ! |
Спортивный праздник с участие родителей |
Поддержка и пропаганда семейных, ЗОЖ и традиций и традиций школы |
Вечер школьных друзей |
Встреча выпускников |
Снова вместе |
Традиционная встреча школьных друзей |
Сохранение школьных традиций |
Ещё одним значимым направлением в формировании воспитывающей среды является развитие форм детского самоуправления, которые ведут к формированию у обучающихся ценностей гражданского общества и способствуют отражению интересов детей имеющих заинтересованность в социально-значимой деятельности.
В соответствии с уставом школы орган ученического самоуправления являются Школьный парламент и Школьное правительство. Целями Ученического совета являются создание условий реализации прав детей и вовлечение в реальные социальные отношения в Школе, развитие деятельности обучающихся по организации своей жизнедеятельности в школьном коллективе, воспитание и развитие организаторских способностей обучающихся. Парламент формируется на основе тайного голосования - выборов представителей от классов (округов) с 5 -11 класс.
В школе действует совет старшеклассников «Алые паруса», силами объединения проводятся общешкольные праздники «День Учителя», «8-марта», театрализованные представления, конкурсы, викторины и т. д. Совет старшеклассников участвует в мероприятиях, организованных городским молодежным парламентом. В последнее время значимым направлением школьного самоуправления является реализация социальных проектов и акций.
В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, методические запасы постоянно пополняются, наиболее интересные находки обобщаются. О месте творчества в школе можно судить по многообразию форм деятельности, в которых идет развитие творческого потенциала, закрепляется потребность в самовыражении. Методы психодиагностики позволили изучить вопрос удовлетворенности школьной жизнью, оценить уровень воспитанности, выявить отношение обучающихся и их родителей к школе.
В целом воспитательная система соответствует запросам участников образовательного процесса: удовлетворенность родителей организацией образовательного процесса; в классных коллективах преобладают позитивные настроения; благоприятный психологический климат в учительском коллективе.
Таким образом, к числу сильных сторон воспитательного процесса в школе следует отнести:
- наличие системы школьных традиций
- широкую сеть дополнительного образования;
- достаточно развитое ученическое самоуправление;
- теоретическую и методическую подготовку педагогов;
- конкурентноспособность школы и выпускника;
- удовлетворенность родителей организацией образовательного процесса.
Однако, в организации воспитательного процесса есть и проблемы, которые привели к потребности построения воспитательной системы:
- слабо используется системный подход в воспитательной деятельности классного руководителя;
-требует некоторых изменений организации самоуправления и система подготовки старшеклассников к организаторской деятельности;
-не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных учеников
-недостаточно участие в воспитательной работе родительской общественности.
1. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В непростое время социальных потрясений и общественных перемен, перед современной школой стоит ряд важных задач! Как воспитать личность интеллектуальную, развитую, способную взять на себя груз преобразований, свободно реагировать на все изменения в обществе?
Являясь отражением общества, вмещая в себя все проблемы окружающего социума, школа одновременно является той средой, в которой происходит формирование отношений обучающихся ко многим явлениям жизни. Подходы к структуре среды образовательного учреждения как к «совокупности условий и влияний, окружающих человека», отражают именно комплексный и всесторонний характер воздействия на личность учащегося в процессе образовательной деятельности, т.е. средовый подход в формировании основ культуры личности является одним из самых перспективных, так как основывается на комплексном воздействии на личность обучающегося посредством организации влияния всех явлений и факторов, окружающих обучающегося в школе. Средовый подход позволяет выделить в окружающем мире ведущие ценности и создать условия для активного приобщения детей к ним. Какой должна быть воспитательная среда, чтобы ребенок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия? Внутренняя воспитательная среда организуется через основные сферы деятельности обучающегося. Внешняя среда помогает обучающемуся овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни.
Усилия педагогов нашей школы направлены на достижение максимальной эффективности учебно-познавательного процесса, на развитие личности обучающегося. В этой связи следует признать актуальным и целесообразным поиск способов и технологий насыщения среды развития обучающегося подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирования на этой основе духовно-богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности, патриота школы, гражданина России.
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Формирование воспитывающей среды школы осуществляется через влияние на формирование следующих компонентов среды (по Г.А. Ковалеву)
- физическое окружение – школьное здание, его дизайн, размер и пространственная структура учебных помещений, условия для перемещения и размещения учащихся;
- человеческий фактор – наполняемость классов и его влияние на социальное поведение учащихся, особенности и успеваемость учащихся, этнические особенности, качество подготовки учителей, половозрастная структура контингента;
- программа обучения – новаторский характер содержания программ обучения, технологии обучения, стиль и методы обучения, формы учебной деятельности, характер контроля.
Для нас это выражается в формировании такой пространственно-предметной среды, которая бы максимально раскрывала приоритет школьных ценностей, отражала нашу приверженность идее «Нам важен каждый успех», поддерживала принцип информационности и открытости, создавала ощущение целостности и эстетичности.
Структуру воспитательной среды, исходя из средового подхода к формированию воспитательной системы школы, можно выразить в следующей таблице:
|
|
Внутренняя среда |
Внешняя среда |
|
Стиль и методы обучения |
Демократический стиль педагогического взаимодействия |
Социальное партнерство с заинтересованными организациями и лицами |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ (программа обучения) |
Технологии обучения |
-индивидуальная работа с обучающимися в объединениях дополнительного образования (НОУ);
-преемственность программ обучения. |
индивидуальная работа с обучающимися (музыкальная школа, психологические занятия) |
Характер содержания программ образования |
-Программный подход к дополнительному образованию (100%);
-новаторский подход в работе НОУ
-применение развивающих образовательных программ;
-профильное обучение в старшем звене;
-предпрофильная подготовка в рамках профориентации на программной основе. |
|
Формы учебной деятельности |
Сочетание урочной и внеурочной деятельности, организация экскурсий |
Взаимодействие с представителями других организаций |
Характер контроля |
|
Контроль государственных органов (гос.пож. надзор; СЭС; прокуратура)
Муниципальные органы (Управление образования) |
ПРОСТРАНСТВЕННО_ПРЕДМЕТН
ЫЙ КОМПОНЕНТ |
Условия для перемещения и размещения обучающихся |
-отделение начальной школы;
создание комфортных условий в классе;
-регулирование потоков движения обучающихся. |
Учреждения ДО
-муз. щкола №11 (10 минут пешего хода)
- - библиотека имени Люкина (10минут) |
Школьное здание, его дизайн
|
- ежегодный косметический ремонт;
-тематические стенды;
наличие мест отдыха;
-оформление столовой
-обновление школьной мебели. |
Обучение детей в помещениях, соответствующих существующим санитарным нормам |
СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (человеческий фактор) |
Подбор обучающихся
|
-набор обучающихся с микроучастка в соответствии с имеющимся законодательством;
- |
Наполняемость классов |
Стремление к увеличению классов
|
Качество подготовки учителей |
13 учителей с высшей категорией;
-14 с 1 категорией;
-регулярное плановое прохождение курсов;
-работа ШМО по повышению квалификации
|
-аттестация педагогических работников;
-связи с высшими учебными заведениями |
Базовой концепцией в построении данной системы является: Системное построение воспитательного процесса (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А.Караковский)
Ведущее направление работы школы – создание воспитательной системы гуманистического типа. Она служит для оптимизации процессов личностного развития.
Отсюда возникают основные концептуальные задачи:
1.Предоставление каждому учащемуся наряду с полноценным общим средним образованием условия для развития индивидуальных творческих способностей в сфере дополнительного образования
2.Изменение содержания образования и использование в процессе обучения возможностей дополнительного образования – разработка интегрированных учебных занятий, уроков.
3. Осуществление личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания на основе интересов учащихся в учебно-воспитательном процессе.
4. Использование продуктов творческой деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
5. Осуществление воспитательной работы на основе сотрудничества с творческими объединениями дополнительного образования.
Созданная в школе воспитательная система «Путь к успеху» отвечает жизненным интересам и потребностям учащихся и их родителей.
Педагогами школы используются различные подходы в воспитании, они и составляют научно-педагогическую основу воспитательной системы школы:
Личностный подход – уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития, опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке.
Природосообразность – воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психических особенностей. Восприятие его как части природы, единственного и неповторимого, использования возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
Педагогическая целесообразность – это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; определение, что нужно и как нужно сделать в данный момент.
Культуросообразность –рассматривается как формирование личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьей, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи.
Принцип дифференциации – в обучении и воспитании предполагает создание условий для освоения знаний, оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и методов воспитания, учет спецефических позиций детей и взрослых ( прежде всего родителей и учителей).
В нашей школе удалось создать такую воспитательную систему, которая обеспечивает максимальное развитие каждого ребёнка в условиях комфортной школьной среды, его физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.
2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Воспитательная система создаётся усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями, социальными партнёрами. В процессе их взаимодействия формируются её цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.
Концепция воспитательной системы предполагает поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка, т.е создание системы отношений, помогающих ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности. Структурное представление о культуре изложено в работе доктора педагогических наук В.В. Соколовой «Элементы педагогической системы, направленной на защиту и сохранение здоровья». Культура определяется как интегративное свойство личности, которое складывается из трех взаимодействующих элементов:
1. Информационно-знаниевый (знания, традиции, нормы, правила);
2. Ценностно-мотивационный (ценности, идеалы, мотивы);
3. Операционно-поведенческий (поступки в соответствии с усвоенными нормами).
Поэтому мы определяем цель воспитательной системы как формирование базовых основ культуры личности обучающихся.
Деятельность, общение и отношения в школе строятся на следующих принципах:
1.Принцип гуманизма. Это главный принцип в организации общего руководства жизнью школы. Только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним, создает психологический комфорт в котором, растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой.
2. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремления обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей.
3. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов -это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.
4. Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная, творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижения успехов в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
Воспитательная система школы выполняет следующие функции:
· РАЗВИВАЮЩУЮ, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, поддержку принципов самовыражения способностей обучающихся и учителей, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
· ИНТЕГРИРУЮЩУЮ, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
· РЕГУЛИРУЮЩУЮ, ориентируемую на оптимизацию развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессиональный рост педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы;
· ЗАЩИТНУЮ, направленную на повышение уровня социальной защищенности обучающихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развитии;
· КОМПЕНСИРУЮЩУЮ, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрация способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающих успешность совместной деятельности детей и взрослых;
· КОРРЕКТИРУЮЩУЮ, направленную на коррекцию поведения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности
Для реализации указанных функций воспитательной системы определены основные условия развития школы:
1. Обеспечение готовности личности учащегося и педагога к сотрудничеству и успешной деятельности.
· Формирование позитивной Я – концепции личности ребенка и взрослого;
· актуализация потребности в сотрудничестве;
· обеспечение формирования умений и педагогов и учащихся способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе;
2. Формирование в школьном сообществе среды, способствующей сотрудничеству и созданию ситуации успеха;
· поддержание благоприятного и интеллектуального нравственного и эмоционально - психологического климата в школе; наличие у педагогов и учащихся чувства комфортности и защищенности;
· обеспечение реальной свободы выбора в сферах жизнедеятельности ребенка и взрослого;
· существование реальных объектов и предметов для появления учащимися и педагогами своих способностей;
· восприятие и детьми, и взрослыми творчества, как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;
· создание системы психолого–педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;
· развитие и раскрытие индивидуальных особенностей учащихся в
· учебно – воспитательном процессе ;
· использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и методов обучения и воспитания учащихся;
· моделирование и построение воспитательных систем классов;
· обеспечение единства, взаимосвязи, интеграции урочной и внеурочной деятельности;
· создание системы мониторинга за изменениями в развитии личности и школьного коллектива;
· обсуждение и решение важнейших вопросов жизнедеятельности с родителями и общественностью.
Исходя из цели и задач проектируемой воспитательной системы сформирована модель личности выпускника – прогнозируемый результат функционирования и развития воспитательной системы.
Патриотизм, гражданственность
Задача: От воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания,
Нравственность, духовность как основа личности
Задача: Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим отношениям
Интеллектуальное развитие
Задача: Формирование ценностной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей.
Саморазвитие
Задача: Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем
Креативность, творчество
Задача: Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержание
Здоровье
Задача: Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА
Выпускник школы –
свободная, творчески развитая, культурная личность, способная к саморазвитию и самореализации
Учитывая особенности направлений работы школы в предыдущие годы, воспитательная система строится с опорой на следующие виды деятельности:
? познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
? художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
? спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
? трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
? ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
? общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
? свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
Данные направления воплощаются через реализацию комплексно-целевых программ, позволяющих максимально приблизить выпускника к идеальному образу, модели выпускника.
Воспитательная система «Путь к успеху»
|
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
|
ПРОФИЛАКТИКА АССОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
|
сообщество школьных
друзей
|
Воспитательная система школы отвечает таким требованиям, как:
гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
возможность проявления детской инициативы и её поддержка со стороны взрослых;
демократические принципы управления учреждением.
Уровни управления:
1. Уровень стратегического управления- уровень директора школы
2. Уровень тактического управления- уровень заместителей директора
3. Уровень оперативного педагогического и хозяйственного управления- уровень руководителей МО, советов и других органов
4. Уровень оперативного ученического управления- уровень педагогов, классных руководителей, актива учащихся
Управление процессом воспитания строится следующим образом:
1. Совместная работа с подразделениями внешней среды:
а) Управлением образования и комитетом по делам молодежи администрации города;
б) связь с общественными организациями.
2. Административная работа:
а) повышение квалификации классных руководителей;
б) знакомство с опытом воспитательной работы школ, в том числе по страницам периодической печати;
в) МО классных руководителей.
3. Сбор информации:
а) педагогические наблюдения;
б) анкетирование;
в) анализ собранной информации
4. Планирование:
а) разработка программ и планов, направленных на развитие обучающихся, повышение их уровня воспитанности;
б) подбор форм и методов в соответствии с собранной и отобранной информацией
5. Контроль и коррекция:
а) анализ и оценка планов и программ воспитательной работы
б) корректировка планов и программ
Исходя из целей и задач, в школе организуется такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребенку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.
3. УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Самоуправление - средство развития и саморазвитие личности школьника, это необходимый компонент современного воспитания. Общеобразовательная школа должна сформировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. С помощью развития ученического самоуправления и других форм государственно-общественного управления школа должна выпустить в жизнь новое поколение людей – людей с активной жизненной позицией.
Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления – воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества; умение адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества.
Целью деятельности ученического самоуправления в школе является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
Для достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие задачи:
· предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
· формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
· воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую сознательность и ответственность за самого себя, окружающих людей, общество и Отечество;
· воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им, найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и справедливости;
· сформировать умения самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
В результате работы по развитию органов ученического самоуправления:
-накоплен и изучен теоретический материал по созданию системы самоуправления в ОУ;
-создана нормативно-правовая база по вопросу ученического самоуправления;
-разработана структура и создана административно-игровая модель ученического самоуправления школы - «Сообщество школьных друзей».
-разработаны: положение об ученическом самоуправлении, положение о «Совете старшеклассников»;
-осуществляется взаимодействие Совета старшеклассников школы с городским молодёжным парламентом и городским Советом старшеклассников;
-отрабатывается методика участия школьников в решении вопросов молодёжной политики на городском уровне; цель этой работы – вовлечение подростков в активную творческую деятельность на городском уровне, формируя у них способность к успешной социализации в обществе;
в школе работают следующие органы ученического самоуправления: Школьный парламент, Совет старшеклассников.
-каждый участник ученического самоуправления имеет право быть избранным в эти органы самоуправления;
-школьники пользуются реальной властью в решении следующих вопросов школьной жизни: наука и образование; спорт и здоровье; труд и экология; культура; связь с общественностью; благоустройство; СМИ.
Что даёт ученическое самоуправление школьникам:
· приобретение качеств гражданина с высокой демократической культурой;
· приобретение умения действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;
· создание условий для развития социально-значимых качеств обучающихся;
· организация обучающих и воспитательных моментов на усвоение норм социального поведения;
· приобретение умений и навыков адаптации в современных условиях;
· возможность для самореализации обучающихся; создание новых общественных отношений, основанных на принципах толерантности.
Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе. В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем активнее школьник и все другие участники воспитательного процесса участвуют в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень самостоятельности обучающихся и ответственности, как высших показателей личностного роста. Кроме того, степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных достижений школьника. Ученическое самоуправление позволяет на практике осознать обучающимися отношения, которые существуют между органами власти, различными организациями и отдельными людьми, научиться разрешать возникающие конфликты цивилизованным способом, овладеть методами выживания. Самоуправленческая деятельность дает возможность выявить и подготовить ребят с организационными способностями.
Разработанная административно-игровая модель ученического самоуправления в образовательном пространстве школы придаёт ей индивидуальность в определении целей, задач и путей их достижения, своеобразии подходов в организации воспитательного пространства.
Программа по установлению системы ученического самоуправления в школе работает и отвечает требованиям времени и государства. На данный момент она находится в режиме функционирования.
Данная модель ученического самоуправления имеет саморазвивающийся и гибкий характер, и внедрение её в систему управления школой становится для учеников своеобразным уроком гражданской и творческой активности, даёт им возможность с детства участвовать в той деятельности, ответственность за которую они должны будут взять на себя, вступая во взрослую жизнь.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Воспитательная система школы не будет эффективно развиваться без взаимодействия с семьями обучающихся. Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьёй.
Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков образования, активно изучаем позицию родителей, учитывающих её при организации классов, дополнительного образования, выборе направления ВР. Регулярно проводим социально-педагогические опросы и анкетирование родителей, используем информацию с родительских собраний, результаты бесед психолога с родителями. Родители – активные участники образовательного процесса, они желают участвовать в жизни школы и активно влиять на механизм её развития.
Союз семьи и школы – это важнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь такие проблемы, как наркомания, детская преступность не могут в принципе быть решены без участия семьи. То же самое и с оздоровительно- досуговой деятельностью, приобщением к труду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребёнок усваивает основные нормы социальной жизни.
Содержание совместной работы семьи и школы включает следующие направления:
1) Повышение психолого-педагогической культуры семьи. Задача школы – помочь овладеть психологическими знаниями и умениями через педагогический всеобуч, практикумы, деловые игры. Для этого на родительские собрания принято приглашать различных специалистов – врачей, психологов, работников правоохранительных органов.
2) Участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела и мероприятия. Ни одно дело в школе не проводится без участия родителей. Многие мероприятия стали традиционными: «Мама, папа, я -спортивная семья», «Фестиваль искусств, « День открытых дверей», «Новогодний серпантин» и д.р. Родители участвуют в проведении различных экскурсий, бесед для обучающихся. Совместно со своими детьми участвуют в различных городских конкурсах декоративно-прикладного творчества, интернет-викторинах и олимпиадах.
3) Индивидуальное консультирование родителей, приглашение на уроки, совместное планирование.
4)Участие родителей в системе управления школой через общешкольный родительский комитет, попечительский совет.
Родительский комитет поддерживает генеральную линию учебно-воспитательной работы в школе. Наши родители принимают участие:
в родительских конференциях и собраниях.
в общешкольных делах и мероприятиях.
в решение хозяйственных проблем.
в материально-техническом оснащении школы
в поддержке воспитательных программ для реализации воспитательных целей и задач школы.
Мы рассматриваем родителей, как ведущих экспертов образовательной системы школы. Школа постоянно обновляет подходы к воспитанию педагогической культуры родителей:
укрепляет сложившиеся традиции родительского всеобуча;
вводит новые формы педагогического влияния на родителей;
школьные психологи и социальный педагог проводят психолого-педагогические консультации для родителей.
Большая часть родителей имеют высшее и средне-специальное образование. Известно, что чем выше образование родителей, тем критичнее они настроены в оценке качества знаний своих детей, тем в большей степени они ориентируются при выборе школы на ее статус, на инновационные направления и направления воспитательной работы.
Обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического, ученического и родительского сообществ признается одним из важных направлений развития воспитательной системы школы
5. ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
По мере моделирования воспитательной системы в неё приходится вносить изменения и уточнения. Всё это приводит к бесконечному процессу моделирования. Школа становится единым организмом, в котором всё взаимосвязано и подчинено общей идее - развитию личности обучающихся и подготовке их к жизни. Деятельность педагогического коллектива, направленную на создание воспитательной системы, можно разделить на несколько этапов.
№ |
Этапы
деятельности |
Содержание
деятельности |
I. |
Этап становления воспитательной системы
(информационно-аналитической).
|
Накопление и изучение теоретического материала по созданию воспитательной системы. |
Работа творческой группы по изучения вопроса построения воспитательной системы. |
Проведение семинаров, педагогических советов и заседаний МО классных руководителей по вопросу моделирования классных воспитательных систем |
Формирование концепции ВС, как совокупности основных педагогических идей. |
Выделение главных системообразующих факторов ВС, значимых и престижных для школы. |
Моделирование воспитательной системы школы, формирование её целей и задач. |
II. |
Этап развития воспитательной системы
(отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы).
|
Создание базы данных для дальнейшего развития ВС школы. |
Отработка и закрепление достигнутого на I этапе. |
Внедрение элементов системы в классные ученические коллективы. |
Организация жизнедеятельности школьного коллектива |
Разработка программы развития |
Создание условий для успешного функционирования ВС |
Функционирование ВС на всех уровнях ученического коллектива школы |
Диагностика и уравновешивание регуляционных процессов. |
III. |
Этап завершения введения воспитательной системы в образовательный процесс.
.
|
Упорядочение жизни школы, укрепление
системных связей. |
Функционирование ВС школы в заданном режиме. |
Развитие нового педагогического мышления и общественно-педагогической деятельности. |
|
Совершенствование образовательно-воспитательного пространства школы, расширение взаимодействия с социумом |
Возникновение социального наследия школьных традиций. |
Возрастание интенсивности самоуправления и саморегуляции. |
IV. |
Этап обновления и перестройки воспитательной системы
|
Сбор информации о состоянии и функционировании воспитательной системы. |
|
Введение инновационных видов деятельности, использование современных воспитательных технологий. |
Нацеленность педагогов и ученического актива на постоянный творческий поиск |
Оценка эффективности воспитательной системы школы |
Обновление (перестройка) системы за счёт внедрения инноваций в воспитательной работе. |
6. РЕЗУЛЬТАТЫ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В настоящий момент воспитательную систему можно охарактеризовать как складывающуюся.
Завершился 1 этап – этап становления системы. Результаты этой работы следующие:
Школа накопила и изучила теоретический материал по созданию воспитательной системы.
Была проведена работа творческой группы по изучению вопроса построения воспитательной системы школы.
Разработаны школьные программы «Мой внутренний мир», « Моя Семья»,», « Мой выбор» ,
Созданы необходимые условия для самореализации и развития личности ребёнка.
Наблюдается позитивная тенденция развития ученического самоуправления и детского движения.
По результатам анкетирования родители желают участвовать в жизни школы, активно влиять на механизм её развития.
Рост активности участия родителей в жизни школы.
Наблюдается положительная динамика показателей уровня воспитанности обучающихся и уровня личностного роста.
Повышается уровень квалификации педагогических кадров.
Увеличивается количество детей, занятых в системе дополнительного образования.
Увеличивается количество детей, участвующих в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, научно-практических конференциях, в исследовательской деятельности.
Расширяется информационное пространство школы.
Сформированы «дух школы» и чувство ответственности за свою школу.
Критерии эффективности и показатели развития воспитательной системы школы.
Цель диагностики - выяснить, на сколько эффективна воспитательная система школы, на сколько организованный процесс воспитания способствует позитивным изменениям личности ребенка. Выяснить для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы, существующие в воспитательной системе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. Так как воспитание – это управление процессом развития личности человека через создание благоприятных для этого условий, значит диагностика должна быть направлена на изучение личности ребенка и создаваемые воспитательной системой условия для ее развития. Исходя из этого, можно выделить четыре основных предмета диагностики.
Первое – это личность самого воспитанника, главный показатель эффективности воспитательной системы. В каком направлении происходит развитие личности ребёнка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Ответ на этот вопрос даёт специальная диагностическая методики «Личностный рост», направленная на изучение изменений, происходящих в личности воспитанника. А главный признак системности воспитания – высокий уровень воспитанности детей.
Второе – это детский коллектив, одно из важнейших условий развития личности ребенка.
В воспитательной системе школы детский коллектив играет особую роль. Традиционно в российских школах воспитание подрастающих поколений осуществлялось в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединение и т.д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения, за счет других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы используем хорошо известную диагностическую методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»).
Третье – это профессиональная позиция педагога, еще одно из важнейших условий развития личности ребенка. Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей ( Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков). В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога ( или педагог всего лишь выполняет возложенную на него обязанность, т.е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не менее важное значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у педагогов гуманистическая педагогическая позиция. Здесь мы используем специально разработанную методику диагностики профессиональной позиции учителя как воспитателя.
Четвертое – создаваемые в воспитательной системе школы организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания. Сюда относится материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания; укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания; предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс воспитания; деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самоорганизации школьников; программное обеспечение процесса воспитания.
Исходя из модели выпускника школы, нами была разработана критериальная база эффективности воспитательной системы школы.
Цель и задачи воспитательной деятельности |
Предмет мониторинга |
Диагностические средства |
Цель: Воспитание и развитие свободной, талантливой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
-Формирование целостной и научно обоснованной картины мира;
-Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
-Приобщение к общечеловеческим ценностям;
- Развитие креативности как черты личности
- Помощь в осознании собственного Я, в самореализации.
|
1.Личность ребенка, динамика ее развития. |
-Гуманистический склад личности выпускника
( методика исследования ценностных ориентаций М.Рокича);
-Единые требования педагогов и родителей к ребенку (наличие общей концепции, ее реализация);
-Рост познавательной активности учащихся (итоги выступлений обучающихся на городских, областных, российских предметных олимпиадах и конкурсах);
-Наличие высокой учебно-познавательной мотивации
( формирование «Банка данных» одаренных детей);
-Формируемая система ценностных отношений учащихся к миру и к себе
( методики Е.Н. Степанова «Уровень воспитанности ученика» и Е.Н.Степанова, Д.В.Григорьева«Личностный рост ученика»;
-Самореализация учащихся в разных видах творчества
( занятость учащихся во внеурочное время; результативность участия обучающихся в смотрах , соревнованиях, конкурсах );
-Результативность профилактической работы по предупреждению правонарушений
( статистические данные);
-Исследования состояния учащихся группы риска
( тест «Несуществующее животное», цветоассоциативный тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, Г.Айзенг «Самооценка психических состояний личности» , «Оценка друга»);
-Исследование процесса наркотизации
( статистические данные);
-Изучение эмоционально-волевой сферы учащихся 1-11 классов (тест «Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», цветоассоциативный тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, экспресс-диагностика учебных предпочтений школьников», «Изучение эмоционального климата в ученическом коллективе», тест школьной тревожности Филипса;
-Развитие психических процессов обучающихся 3-4-х классов(тест «Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», цветоассоциативный тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, экспресс-диагностика учебных предпочтений школьников», «Изучение эмоционального климата в ученическом коллективе», тест школьной тревожности Филипса;
|
2. Школьный коллектив как общность детей и взрослых |
- Уровень развития ученического самоуправления ( методика определения уровня развития ученического самоуправления М.И. Рожков);
-Развитие детского коллектива ( методика изучения уровня развития детского коллектива (А.Н.Лутошкин);
-Удовлетворенность родителей организацией ОП ( методика изучения удовлетворенности родителей организацией ОП Е.Н. Степанов)
-Деятельность классных руководителей по проблемам воспитания
( методика изучения ориентиров классных руководителей в сфере воспитания – П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В.Кулешова);
- Сохранение и развитие единых традиций и ритуалов ( календарное планирование).
|
3.Взаимодействие ШВС с внешней средой, их динамика. |
- Конкурентноспособность, известность, позитивный имидж ( анализ проводимых PR –акций, публикаций, рейтинга;
-Социально-партнерские отношения с субъектами пространства (анализ результативности для развития системы);
- Степень активности родителей ( анализ участия, разнообразия форм привлечения родителей к делам ОУ);
-Участие в социальных проектах (анализ результативности). |
4.Сохранение преемственности в воспитании. |
- Формирование и развитие содержательных и организационно-методических связей и отношений между субъектами воспитания
( анализ координации и интеграции всех планов и действий , их педагогическая целесообразность; педагогическое наблюдение);
- Психологический мониторинг: адаптация 1,5,10 классов («Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», цветоассоциативный тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, экспресс-диагностика учебных предпочтений школьников», «Изучение эмоционального климата в ученическом коллективе» и д.р.)
|
С целью анализа состояния и развития воспитательной среды школы были разработаны критерии (Качество, Интеграция. Творчество).
При этом качество понимается как степень сформированности основ культуры личности.
Интеграция как совокупность, взаимодополнение всех элементов структуры (культура-понятие интегративное)
Творчество, как высшее проявление культуры.
По разным направлениям деятельности школы каждый из этих критериев понимается следующим образом:
Основные направления деятельности |
Качество |
Интеграция |
Творчество |
1. Развитие условий для реализации творческого потенциала обучающихся и учителей |
1. Успешность реализации творческих возможностей обучающихся в конкурсах
2. Динамика числа обучающихся, занимающихся в школьных кружках и УДО район |
1. Связи школы с УДО города
2. Создание системы кружков-спутников на базе школы
3. Отражение школьных программ во внеурочной деятельности обучающихся |
1. Развитие форм внеурочной деятельности обучающихся
2. Творческие отчеты обучающихся |
2.Развитие классного коллектива, как способ формирования гражданственности и патриотизма |
1. Динамика числа лбучающихся, принимающих участие в работе детского объединения
2. Динамика числа обучающихся, принимающих участие в общешкольных акциях
3.Активность классных коллективов в общешкольных делах
4. Развитие форм классного самоуправления |
1. Совместная деятельность учителей, обучающихся и родителей в делах школы
2. Участие детского общественного объединения «Вожатый» в городских программах
3. Участие классов школы в городских программах |
1. Коллективные творческие дела в классе
2. Участие в городских конкурсах, фестивалях, смотрах |
3. Развитие системы правового образования обучающихся |
1. Динамика числа обучающихся, совершивших правонарушения
2. Динамика числа обучающихся, состоящих на профилактическом контроле
3. Успешность реализации полученных правовых знаний в творческих конкурсах |
1. Совместная деятельность с органами правопорядка и здравоохранения
2. Совместная деятельность школы и родителей |
1. Развитие форм профилактики правонарушений
2. Развитие форм пропаганды здорового образа жизни
3. Поиск и развитие новых форм совместной работы школы и семьи. |
Воспитательная система школы служит созданию условий для максимального выражения творческих возможностей человека, развитие творческого потенциала личности.