Внеурочная деятельность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа №93" 

Внеурочная деятельность

 

 

Воспитательная система «Путь к успеху»

 

СЕМЬЯ

 

ЗДОРОВЬЕ

 

КАНИКУЛЫ

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ

 

ПРОФИЛАКТИКА  АССОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

сообщество школьных

друзей

 

ШКОЛЬНЫЙ

МУЗЕЙ

 

Воспитательная система школы отвечает таким требованиям, как:

гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

возможность проявления детской инициативы и её поддержка со стороны взрослых;

демократические принципы управления учреждением.

Уровни управления:

1.     Уровень стратегического управления- уровень директора школы

2.     Уровень тактического управления- уровень заместителей директора

3.     Уровень оперативного педагогического и хозяйственного управления- уровень руководителей МО, советов и других органов

4.     Уровень оперативного ученического управления- уровень педагогов, классных руководителей, актива учащихся

Управление процессом воспитания строится следующим образом:

1.     Совместная работа с подразделениями внешней среды:

а) Управлением образования и комитетом по делам молодежи администрации города;

б) связь с общественными организациями.

2. Административная работа:

а) повышение квалификации классных руководителей;

б) знакомство с опытом воспитательной работы школ, в том числе по страницам периодической печати;

в) МО классных руководителей.

3. Сбор информации:

а) педагогические наблюдения;

б) анкетирование;

в) анализ собранной информации

4. Планирование:

а) разработка программ и планов, направленных на развитие обучающихся, повышение их уровня воспитанности;

б) подбор форм и методов в соответствии с собранной и отобранной информацией

5. Контроль и коррекция:

а) анализ и оценка планов и программ воспитательной работы

б) корректировка планов и программ

 

 Исходя из целей и задач, в школе организуется такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребенку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих  личным потребностям.

 

3. УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

       Самоуправление - средство развития и саморазвитие личности школьника, это необходимый компонент современного воспитания. Общеобразовательная школа должна сформировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. С помощью развития ученического самоуправления и других форм государственно-общественного управления школа должна выпустить в жизнь новое поколение людей – людей с  активной  жизненной позицией.

 

Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления – воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества; умение адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества.

 Целью деятельности ученического самоуправления  в школе  является реализация права обучающихся  на  участие  в  управлении  образовательным  учреждением.

         Для достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие задачи:

·        предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

·        формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

·        воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую сознательность и ответственность за самого себя, окружающих людей, общество и Отечество;

·        воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им, найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и справедливости;

·        сформировать умения самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

В результате работы по развитию органов ученического самоуправления:

-накоплен и изучен теоретический материал по созданию системы самоуправления  в ОУ;

-создана нормативно-правовая база по вопросу ученического самоуправления;

-разработана структура и создана административно-игровая модель ученического самоуправления  школы - «Сообщество школьных друзей».

-разработаны: положение об ученическом самоуправлении, положение  о   «Совете старшеклассников»;

-осуществляется взаимодействие  Совета старшеклассников школы с городским молодёжным парламентом и городским Советом старшеклассников;

-отрабатывается методика участия школьников в решении вопросов молодёжной политики на городском уровне; цель  этой работы – вовлечение подростков в активную творческую деятельность на городском уровне,  формируя  у  них  способность  к  успешной  социализации  в  обществе;

в школе работают следующие органы ученического самоуправления: Школьный парламент,  Совет старшеклассников. 

-каждый участник ученического самоуправления имеет право быть избранным в эти органы самоуправления;

-школьники  пользуются реальной властью в решении следующих вопросов школьной жизни: наука и образование; спорт и здоровье; труд и экология; культура; связь с общественностью; благоустройство; СМИ.

Что даёт ученическое самоуправление школьникам:

·        приобретение качеств  гражданина с высокой демократической культурой;

·        приобретение умения действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;

·        создание условий для развития социально-значимых качеств обучающихся;

·        организация обучающих и воспитательных моментов на усвоение норм социального поведения;

·        приобретение умений и навыков адаптации в современных условиях;

·        возможность для самореализации обучающихся; создание новых общественных отношений, основанных на принципах толерантности.

Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе. В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем активнее школьник и все другие участники воспитательного процесса участвуют в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень самостоятельности обучающихся и ответственности, как высших показателей личностного роста. Кроме того, степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных достижений школьника. Ученическое самоуправление позволяет на практике осознать обучающимися отношения, которые существуют между органами власти, различными организациями и отдельными людьми, научиться разрешать возникающие конфликты цивилизованным способом, овладеть методами выживания. Самоуправленческая деятельность дает возможность выявить и подготовить ребят с организационными способностями.

      Разработанная административно-игровая модель ученического самоуправления в образовательном пространстве школы придаёт ей индивидуальность в определении целей, задач и путей их достижения, своеобразии подходов в организации воспитательного пространства.

      Программа по установлению системы ученического самоуправления в школе работает и отвечает  требованиям времени и государства. На данный момент она находится в режиме функционирования. 

      Данная модель ученического самоуправления  имеет саморазвивающийся и гибкий характер, и внедрение её в систему управления школой становится для учеников своеобразным уроком  гражданской и творческой активности, даёт им возможность с детства участвовать в той деятельности, ответственность за которую они должны будут взять на себя, вступая во взрослую жизнь.

 

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

 

       Воспитательная система школы не будет эффективно развиваться без взаимодействия с семьями обучающихся. Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

 Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;

 Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

 Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;

 Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьёй.

Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков образования, активно изучаем позицию родителей, учитывающих её при организации классов, дополнительного образования, выборе направления ВР. Регулярно проводим социально-педагогические опросы и анкетирование родителей, используем информацию с родительских собраний, результаты бесед психолога с родителями. Родители – активные участники образовательного процесса, они желают участвовать в жизни школы и активно влиять на механизм её развития.

Союз семьи и школы – это важнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь такие проблемы, как наркомания, детская преступность не могут в принципе быть решены без участия  семьи. То же самое и с оздоровительно- досуговой деятельностью, приобщением к труду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребёнок усваивает основные нормы социальной жизни.

Содержание совместной работы семьи и школы включает следующие направления:

     1) Повышение психолого-педагогической культуры семьи. Задача школы – помочь овладеть психологическими знаниями и умениями через педагогический всеобуч, практикумы, деловые игры. Для этого на родительские собрания принято приглашать различных специалистов – врачей, психологов, работников правоохранительных органов.
     2) Участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела и мероприятия. Ни одно дело в школе не проводится без участия родителей. Многие мероприятия стали традиционными: «Мама, папа, я -спортивная семья», «Фестиваль искусств, « День открытых дверей»,  «Новогодний серпантин»  и д.р. Родители участвуют в проведении различных экскурсий, бесед для обучающихся. Совместно со своими детьми участвуют в различных городских конкурсах декоративно-прикладного творчества, интернет-викторинах и олимпиадах.

3) Индивидуальное консультирование родителей, приглашение на уроки, совместное планирование.

4)Участие родителей в системе управления школой через общешкольный родительский комитет, попечительский совет.

Родительский комитет поддерживает генеральную линию учебно-воспитательной работы в школе. Наши родители принимают участие:

в родительских конференциях и собраниях.

в общешкольных делах и мероприятиях.

в решение хозяйственных проблем.

в материально-техническом оснащении школы

в поддержке воспитательных программ для реализации воспитательных целей и задач школы.

Мы рассматриваем родителей, как ведущих экспертов образовательной системы школы. Школа постоянно обновляет подходы к воспитанию педагогической культуры родителей:

укрепляет сложившиеся традиции родительского всеобуча;

вводит новые формы педагогического влияния на родителей;

школьные психологи и социальный педагог проводят психолого-педагогические консультации для родителей.

   Большая часть родителей имеют высшее и средне-специальное образование. Известно, что чем выше образование родителей, тем критичнее они настроены в оценке качества знаний своих детей, тем в большей степени они ориентируются при выборе школы на ее статус, на инновационные направления и направления воспитательной работы.

     Обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического, ученического и родительского сообществ признается одним из важных направлений развития воспитательной системы школы

 

5. ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

        По мере моделирования воспитательной системы в неё приходится вносить изменения и уточнения. Всё это приводит к бесконечному процессу моделирования. Школа становится единым организмом, в котором всё взаимосвязано и подчинено общей идее - развитию личности обучающихся и подготовке их к жизни. Деятельность педагогического коллектива, направленную на создание воспитательной системы, можно разделить на несколько этапов.

 

 

 

Этапы

деятельности

Содержание

деятельности

 

 

 

 

 

I.

 

 

 

 

 

 

 Этап становления воспитательной системы

(информационно-аналитической).

 

 

Накопление и изучение теоретического материала по созданию воспитательной системы.

 

Работа творческой группы  по изучения вопроса построения воспитательной системы.

 

Проведение семинаров, педагогических советов и заседаний  МО классных руководителей по вопросу моделирования классных воспитательных систем

 

Формирование концепции ВС, как совокупности основных педагогических идей.

Выделение главных системообразующих факторов ВС, значимых и престижных для школы.

Моделирование  воспитательной системы школы, формирование её целей и задач.

 

 

 

 

    II.

 

 

 

 

Этап развития воспитательной       системы

(отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы).

 

 

Создание базы данных для дальнейшего развития ВС школы.

 

Отработка и закрепление достигнутого на I этапе.

 

Внедрение элементов системы в классные ученические коллективы.

 

Организация жизнедеятельности школьного коллектива

Разработка программы развития

 

Создание условий для успешного функционирования ВС

 

Функционирование ВС на всех уровнях ученического коллектива школы

 

Диагностика и уравновешивание регуляционных процессов.

 

 

 

 

 

III.

 

 

 

 

 

 

Этап завершения введения воспитательной системы в образовательный процесс.

.

 

 

Упорядочение жизни школы, укрепление

системных связей.

 

Функционирование ВС школы в заданном режиме.

 

Развитие нового педагогического мышления и  общественно-педагогической деятельности.

 

Совершенствование образовательно-воспитательного пространства школы, расширение взаимодействия с социумом

Возникновение социального наследия школьных традиций.

Возрастание интенсивности самоуправления и саморегуляции.

 

 

 

IV.

 

 

Этап обновления и перестройки воспитательной системы

 

 

Сбор информации о состоянии и функционировании воспитательной системы.

 

 

Введение инновационных видов деятельности, использование современных воспитательных технологий.

Нацеленность педагогов и ученического актива на постоянный творческий поиск

 

Оценка эффективности воспитательной системы школы

 

Обновление (перестройка) системы за счёт внедрения инноваций в воспитательной работе.

 

 

6. РЕЗУЛЬТАТЫ

РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

 В настоящий момент воспитательную систему можно охарактеризовать как складывающуюся.

Завершился 1 этап – этап становления системы. Результаты этой работы следующие:

 

Школа накопила и изучила теоретический материал по созданию воспитательной системы.

 Была проведена работа творческой группы по изучению вопроса построения воспитательной системы школы.

Разработаны школьные программы «Мой внутренний мир», « Моя Семья»,», « Мой выбор» ,

 Созданы необходимые условия для самореализации и развития личности ребёнка.

Наблюдается позитивная тенденция развития ученического самоуправления и детского движения.

По результатам анкетирования родители желают участвовать в жизни школы, активно влиять на механизм её развития.

Рост активности участия родителей в жизни школы.

Наблюдается положительная динамика показателей уровня воспитанности обучающихся и уровня личностного роста.

Повышается уровень квалификации педагогических кадров.

Увеличивается количество детей, занятых в системе дополнительного образования.

Увеличивается количество детей, участвующих  в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, научно-практических конференциях, в исследовательской деятельности.

Расширяется информационное пространство школы.

Сформированы «дух школы» и чувство ответственности за свою школу.

 

 

Критерии эффективности и показатели развития воспитательной системы школы.

 

      Цель диагностики - выяснить, на сколько эффективна воспитательная система школы, на сколько организованный процесс воспитания способствует позитивным изменениям личности ребенка. Выяснить для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы, существующие в воспитательной системе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. Так как воспитание – это управление процессом развития личности человека через создание благоприятных для этого условий, значит диагностика должна быть направлена на изучение личности ребенка и создаваемые воспитательной системой условия для ее развития. Исходя из этого, можно выделить четыре основных предмета диагностики.

          Первое – это личность самого воспитанника, главный показатель эффективности воспитательной системы. В каком направлении происходит развитие личности ребёнка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Ответ на этот вопрос даёт специальная диагностическая методики «Личностный рост», направленная на изучение изменений, происходящих в личности воспитанника.  А главный признак системности воспитания  – высокий  уровень воспитанности детей.

          Второе – это детский коллектив, одно из важнейших условий развития личности ребенка.

 В воспитательной системе школы детский коллектив играет особую роль. Традиционно в российских школах воспитание подрастающих поколений осуществлялось в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединение и т.д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения, за счет других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить  уровень   развития    детского   коллектива   (здесь  мы   используем   хорошо  известную диагностическую методику А.Н. Лутошкина  «Какой у нас  коллектив»).

         Третье – это профессиональная позиция педагога, еще одно из важнейших условий развития личности ребенка.  Позиция – это  единство сознания и деятельности человека,  где  деятельность выступает   одним    из   способов    реализации    его   базовых   ценностей   ( Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков).   В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной  деятельностью педагога ( или педагог всего лишь выполняет возложенную на него обязанность, т.е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы  у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не менее важное  значение  имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у педагогов  гуманистическая педагогическая позиция.  Здесь мы используем специально разработанную методику диагностики профессиональной позиции учителя  как воспитателя.

         Четвертое – создаваемые в воспитательной системе школы организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса  воспитания. Сюда относится материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания; укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания; предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс воспитания; деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самоорганизации школьников; программное обеспечение процесса воспитания.

 

Исходя из модели выпускника школы, нами была разработана критериальная база эффективности воспитательной системы школы.

 

 

Цель и задачи воспитательной деятельности

Предмет мониторинга

Диагностические средства

Цель: Воспитание и развитие свободной, талантливой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Задачи:

-Формирование целостной и научно обоснованной картины мира;

-Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

-Приобщение к общечеловеческим ценностям;

- Развитие креативности как черты личности

- Помощь в осознании собственного Я, в самореализации.

 

1.Личность ребенка, динамика ее развития.

-Гуманистический склад личности выпускника

( методика исследования ценностных ориентаций М.Рокича);

-Единые требования педагогов и родителей к ребенку (наличие общей концепции, ее реализация);

-Рост познавательной активности учащихся (итоги выступлений обучающихся на городских, областных, российских предметных олимпиадах и конкурсах);

-Наличие высокой учебно-познавательной мотивации

( формирование «Банка данных» одаренных детей);

-Формируемая система ценностных отношений учащихся к миру и к себе

( методики Е.Н. Степанова «Уровень воспитанности ученика» и Е.Н.Степанова, Д.В.Григорьева«Личностный рост ученика»;

-Самореализация учащихся в разных видах творчества

( занятость учащихся во внеурочное время; результативность  участия обучающихся в смотрах , соревнованиях, конкурсах );

-Результативность профилактической работы по предупреждению правонарушений

( статистические данные);

-Исследования состояния учащихся группы риска

( тест «Несуществующее животное», цветоассоциативный  тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, Г.Айзенг «Самооценка психических состояний личности» , «Оценка друга»);

-Исследование процесса наркотизации

( статистические данные);

-Изучение эмоционально-волевой сферы учащихся 1-11 классов (тест «Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», цветоассоциативный  тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, экспресс-диагностика учебных предпочтений школьников», «Изучение эмоционального климата в ученическом коллективе», тест школьной тревожности Филипса;

-Развитие психических процессов обучающихся 3-4-х классов(тест «Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», цветоассоциативный  тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, экспресс-диагностика учебных предпочтений школьников», «Изучение эмоционального климата в ученическом коллективе», тест школьной тревожности Филипса;

 

2. Школьный коллектив как общность детей и взрослых

- Уровень развития ученического самоуправления ( методика определения уровня развития ученического самоуправления М.И. Рожков);

-Развитие детского коллектива ( методика изучения уровня развития детского коллектива (А.Н.Лутошкин);

-Удовлетворенность родителей организацией ОП ( методика изучения удовлетворенности родителей организацией ОП Е.Н. Степанов)

-Деятельность классных руководителей по проблемам воспитания

( методика изучения ориентиров классных руководителей в сфере воспитания – П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В.Кулешова);

- Сохранение и развитие единых традиций и ритуалов ( календарное планирование).

 

3.Взаимодействие ШВС с внешней средой, их динамика.

- Конкурентноспособность, известность, позитивный имидж ( анализ проводимых PR –акций, публикаций, рейтинга;

-Социально-партнерские отношения с субъектами пространства (анализ результативности для развития системы);

- Степень активности родителей ( анализ участия, разнообразия форм привлечения родителей к делам ОУ);

-Участие в социальных проектах (анализ результативности).

4.Сохранение преемственности в воспитании.

- Формирование и развитие содержательных и организационно-методических связей и отношений между субъектами воспитания

( анализ координации и интеграции всех планов и действий , их педагогическая целесообразность; педагогическое наблюдение);

- Психологический мониторинг: адаптация 1,5,10 классов («Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», цветоассоциативный  тест М. Люшера, психогеометрический тест, методика ЦАМ, экспресс-диагностика учебных предпочтений школьников», «Изучение эмоционального климата в ученическом коллективе» и д.р.)

 

 

С целью анализа состояния и развития воспитательной среды школы были разработаны критерии (Качество, Интеграция. Творчество).

 При этом качество понимается как степень сформированности основ культуры личности.

Интеграция как совокупность, взаимодополнение всех элементов структуры (культура-понятие интегративное)

Творчество, как высшее проявление культуры.

По разным направлениям  деятельности школы каждый из этих критериев понимается следующим образом:

 

Основные направления деятельности

Качество

Интеграция

Творчество

1. Развитие условий для реализации творческого потенциала обучающихся и учителей

1. Успешность реализации творческих возможностей обучающихся в конкурсах

2. Динамика числа обучающихся, занимающихся в школьных кружках  и УДО район

1. Связи школы с УДО города

2. Создание системы кружков-спутников на базе школы

3. Отражение школьных программ во внеурочной деятельности  обучающихся

1. Развитие форм внеурочной деятельности обучающихся

2. Творческие отчеты обучающихся

2.Развитие классного коллектива, как способ формирования гражданственности и патриотизма

1. Динамика числа лбучающихся, принимающих участие в работе детского объединения

2. Динамика числа обучающихся, принимающих участие в общешкольных акциях

3.Активность классных коллективов в общешкольных делах

4. Развитие форм классного самоуправления

1. Совместная деятельность учителей, обучающихся и родителей в делах школы

2. Участие детского общественного объединения «Вожатый» в городских программах

3. Участие классов школы в городских программах

1. Коллективные творческие дела в классе

2. Участие в городских конкурсах, фестивалях, смотрах

3. Развитие системы правового образования обучающихся

1. Динамика числа обучающихся, совершивших правонарушения

2. Динамика числа обучающихся, состоящих на профилактическом контроле

3. Успешность реализации полученных правовых знаний в творческих конкурсах

1. Совместная деятельность с органами правопорядка и здравоохранения

2. Совместная деятельность школы и родителей

1. Развитие форм профилактики правонарушений

2. Развитие форм пропаганды здорового образа жизни

3. Поиск  и развитие новых форм совместной работы школы и семьи.

 

Воспитательная система школы служит созданию условий для максимального выражения творческих возможностей человека, развитие творческого потенциала личности.

 

Дата последнего обновления страницы 05.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения